Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

06.12.2019 | Книги / Музыка

Мрачные страницы академической музыки

Рецензия студента школы культурной журналистики Антона Ниязова на книгу Тима Рейборна «Череп Бетховена», Альпина Паблишер, переводчик Мария Кульнева.

публикация:

Стенгазета


Текст: Антон Ниязов


«Череп Бетховена» Тима Рейборна — книга, в которой собраны эссе о жизни и смерти композиторов, начиная с Древней Греции, заканчивая серединой прошлого столетия. Тим Рейборн сумел найти, обработать и рассказать о самых мрачных и интересных фактах из жизни как самых известных мастеров (Бетховен, Моцарт, Чайковский), так и малоизвестных имен. Книга, умудрившаяся совместить в себе смех и пугающе-страшные эпизоды, может оказаться интересной как читателю с бэкграундом в мире музыки, так и новичку, лишь узнающему эту бесконечную историю.
Автор не претендует на глобальное исследование, а лишь с иронией рассказывает о мрачных фактах из мира академической музыки. Вся книга построена на небольших эссе в пару страниц, где Рейборн описывает разнообразную бесовщину и прочие странности из жизни композиторов. Тут тебе обоснование почему нельзя писать больше 9 симфоний, как скончаться с гангреной из-за дирижирования и куда делась часть Бетховена после его смерти.

Эта книга — забавное чтиво для того, чтобы скоротать время пока вы куда-нибудь едете. Прочитать книгу за раз будет очень сложно, из-за обилия информации через пару-тройку эссе все факты перемешаются и придется возвращаться, чтобы вспомнить о чем говорилось чуть раньше. Чтобы запомнить все интересные подробности, лучше дозировать книгу и возвращаться к ней, когда будет несколько минут, чтобы развлечь себя таким чтивом.

Будьте готовы к очень откровенному слогу автору. Если вам кажется, что об академической музыке можно писать лишь возвышенным гомеровским стихом — это абсолютно не так. Пусть вас не смущает фразы о том, что «жили они не очень долго и умерли от бухла и сифилиса».

В интернете достаточно негативных отзывов, со словами о том, что «книга мне не понравилось». Хочется сразу заверить в том, что словосочетания «не нравится» для этой книги не существует. Она написана для того, чтобы развлечь (и делает это хорошо) и воспринимать ее нужно как комедию о вампирах и вурдалаках в тематике академической музыки.

Книгу очень приятно держать в руках, у нее холодная глянцевая обложка, плотных шершавые страницы и в самой сердцевине несколько страниц с черно-белыми иллюстрациями. Все иллюстрации подписаны и указан источник, откуда они взяты. Рейборн не только музыкант, но и журналист, об этом напоминают в том числе подобные подписи.

Эта безупречно знаточеская, но в то же время чрезвычайно доступная книга наверняка будет увлекать читателей до последней своей страницы. Это приятный источник, чтобы прочитать проработанный материал и посмеяться над причудливыми анекдотами.

Дополнительно:
Тим Рейборн известен в Соединенных Штатах, как мультиинструменталист, играющий на средневековых европейских инструментах и исполняющий средневековую музыку. Он
написал ряд книг и журнальных статей о музыке и историиWeird Dance: Curious and Captivating Dance Trivia», «A New English Music: Composers and Folk Traditions in England's Musical Renaissance from the Late 19th to the Mid-20th Century»). Сейчас он живет в Северной Калифорнии, по его словам, среди множества книг, инструментов и кошек, и несколько одержим приготовлением превосходной еды.

 









Рекомендованные материалы


Стенгазета
25.03.2020
Книги

Мир, которым невозможно управлять

История о путешествии начинается не со сборов, полных энтузиазма, а в кабинете психотерапевта. Юля страдает тревожным расстройством. Шум и суета большого города давит на девушку, разжигая в ней панику и страх. Сборы проходят в сомнениях и самоедстве. Юля не может оставаться на месте, но для того чтобы его покинуть, нужно приложить большие усилия.

Стенгазета

Как понять и полюбить классику

По содержанию книга больше напоминает популярное научное исследование, у Кандауровой есть огромное количество ссылок на статьи музыкальных теоретиков и видно, что автор не просто в теме, а он «свой в доску» и понимает о чем пишет. Но информации настолько много, что через несколько страниц сложно вспомнить о том, что было написано раньше.