Давид ван Рейбрук «Против выборов». «Ad Marginem x Garage», 2018. Перевод И.Бассиной и Е.Торицыной
Популист Трамп избран президентом США, опрометчивое предвыборное обещание обернулось для Великобритании Брекзитом, националистическая партия («Альтернатива для Германии») впервые после Второй мировой вошла в немецкий парламент. Летом 2016-го демократия дала сбой и ошеломила даже собственных сторонников. Бельгийский историк Давид ван Рейбрук отыскал причины кризиса в выборах и предлагает изменить современные принципы демократии.
Книга «Против выборов», переведённая прямо перед избранием президента Путина издательствами Ad Marginem и Гараж, с самого начала звучит вызывающе. Рейбрук не только дал ей хлёсткое название, но и превратил свой труд в медицинский эпикриз, разбив его на «Симптомы», «Диагнозы», «Патогенез» и «Лечебные средства». В итоге всего на двухстах страницах формата А5 Рейбрук подробно разобрал несостоятельность представительной демократии и подходящие ей альтернативы.
«Против выборов» сильно повлияла на европейских политиков. С 2013-го года книга выдержала двенадцать изданий, тысячи экземпляров распределили по муниципальным управлениям Нидерландов, труд перевели более чем на пятнадцать языков. Но русское издание актуально лишь отчасти — да, у нас тоже снижается доверие к институтам власти, но на симптомах сходство заканчивается. В отличие от Запада, где политики (по мнению Рейбрука) в погоне за властью заботятся лишь о собственной репутации и благосклонности СМИ, карьера российских чиновников зависит от правящих кланов и кулуарных решений. СМИ, репутация и выборы не важны, так что российскому читателю остаётся лишь взглянуть на систему со стороны.
Рейбрук доказывает, что американцы и французы придумали выборы для ограничения демократии (изначально голосовать и избираться могли лишь мужчины благородных сословий) — и предлагает вернуться к жеребьёвке, которая оберегала древних греков от авторитаризма и привлекала к управлению полисами большое количество граждан.
Жеребьёвку окружают мифы и опасения, поэтому «Против выборов» насыщена цифрами, фактами и схемами. Из-за большого количества данных и сухого перевода читаешь книгу как программный документ, повествование не интригует и не затягивает. К тому же, несмотря на двенадцать переизданий, книге не хватает взгляда в будущее. Высокие технологии позволят делегатам работать удалённо, без отрыва от семьи и быта, благодаря Интернету мы ускорим процессы и снизим траты, а новые технологии (блокчейн, нейросети) обеспечат безопасность и прозрачность. Увы, Рейбрук не упоминает об этом даже в послесловии.
Но «Против выборов» не выглядит также и книгой из настоящего. Чтобы уйти от скандальных ТВ-дебатов, чрезмерно влиятельных СМИ и межпартийной борьбы, для начала нужно их заиметь — создаётся ощущение, что читать труд Рейбрука в России рановато, мы отстаём от происходящих процессов на несколько десятилетий. Но при этом книга заставляет задуматься — а действительно ли нам нужно бороться за «честные выборы», если они по умолчанию неэффективны? Стоит ли гнаться за обществом, пришедшим к структурному кризису или же лучше учесть ошибки заранее и перешагнуть целый этап, догнать или даже возглавить поиск справедливого общественного устройства?
В подобном контексте книга Рейбрука становится чрезвычайно важным трудом для дальнейшего развития нашей страны и общества. Пусть даже не на государственном уровне — в России традиционно сильны горизонтальные связи и предложения Рейбрука помогут добиться справедливости и в небольшой компании; группе волонтёров; в конце концов, в собственном доме.
Доп.материал
Для того, чтобы уравновесить интересы разных групп и не подорвать легитимность системы, американский политик Бусириус предложил модель многоступенчатой жеребьёвки. По мнению Рейбрука, на данный момент эта схема считается самой гибкой и перспективной.
Книжный сериал Евгении Некрасовой «Кожа» состоит из аудио- и текстоматериалов, которые выходят каждую неделю. Одна глава в ней — это отдельная серия. Сериал рассказывает о жизни двух девушек — чернокожей рабыни Хоуп и русской крепостной Домне.
Они не только взяли и расшифровали глубинные интервью, но и нашли людей, которые захотели поделиться своими историями, ведь многие боятся огласки, помня об отношении к «врагам народа» и их детям. Но есть и другие. Так, один из респондентов сказал: «Вашего звонка я ждал всю жизнь».