Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

31.01.2019 | Нешкольная история

«Чайка смело пролетела над седой волной…». Часть 3

История семьи Клосинских – Калачевых – Скороход

публикация:

Стенгазета


Автор: Ксения Чинокалова. На момент написания работы ученица 11 класса школы №579, г. Санкт-Петербург. Научный руководитель Светлана Анатольевна Елисеева. 3-я премия XIX Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», Международный Мемориал


ЕЩЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
«Чайка смело пролетела над седой волной…». Часть 1 «Чайка смело пролетела над седой волной…». Часть 2
С войны вернулся старший брата отца – Петр Степанович Клосинский. Он ушел на войну до начала оккупации, а Иван – позже, так как готовил документы. Судьба Ивана оставалась неизвестной. И только недавно в интернете нами была найдена информация о том, что он пропал без вести в январе 1944 года.
Петр Клосинский хорошо относился к Вере и детям. Вернувшись с фронта, он предложил Вере выйти за него замуж и растить детей вместе. Но она отказалась, так как встретила в конце войны человека, которого искренне полюбила.

После войны Вера Ананьевна Клосинская вышла замуж второй раз – за Трофима Митрофановича Бокова. Это был порядочный человек, который любил Веру, хорошо относился к детям, помогал по хозяйству. Во время войны он служил под Винницей, где получил серьезное ранение, от которого у него на всю жизнь остался осколок в сердце.

В разрушенном городе совершенно не было работы. Вера много хлопотала, пытаясь устроить мужа на работу, ходила по знакомым, просила помочь, ведь надо было детей кормить. По специальности Трофим был механиком и очень хотел работать, но стоило ему устроиться на работу, как при первой же поездке куда-либо у него от тряски резко ухудшалось здоровье. Вскоре Трофиму Митрофановичу присвоили первую группу инвалидности и стали платить пенсию 125 рублей. Сама Вера подрабатывала шитьем. Каждый день она утром шла на рынок и покупала обрезки ситца, дома шила из них бюстгальтеры и в тот же день продавала их на рынке. Так и жили.

Трофим Митрофанович Боков удочерил Нилу. Он очень хорошо относился к белокурой голубоглазой девчушке и сам был инициатором удочерения. Одним из главных его аргументов было то, что в случае его внезапной смерти Ниле будет приходить пенсия по утере кормильца. Нила называла его папой.
В 1945 году Женя Клосинский женился на Анне Харитоновне Хрущ. По документам девушку звали Анна, но почему-то в семье ее называли Галя.

Во время войны при облаве Галю с подругами фашисты погрузили на повозку и увезли на 90 км от города, чтобы отправить на работы в Германию. Вместе с подругой Галя смогла откупиться от конвоира золотым колечком и их отпустили. До дома девушки бежали целую ночь. По дороге подруги сильно травмировали ноги – уже наступила осень, трава была скошенной и очень острой, а обувь изношенной. После девушки отпаривали ноги в бочке и неделю не могли ходить.

Но всё это было напрасно, участь быть увезенной в Германию Галю не миновала. На всю жизнь у нее остался на запястье идентификационный номер, который ей выкололи в Германии. Свести его так и не удалось.

После свадьбы Женя служил в армии в поселке Ваенга (ныне Североморск).

Женя был очень красив: с правильными чертами лица, высокого роста, статный – очень похожий на своего отца Ивана.

В марте 1951 года в семье Жени и Гали родилась дочь Женечка. Всю жизнь они прожили в городе Белая Церковь. Галя работала на восстановленной обувной фабрике, а Женя – начальником снабжения на заводе имени Первого Мая, где производили сельскохозяйственные машины. Время шло, их дочка выросла, выучилась в Киеве на юриста и вышла замуж за Филиппа Теплицкого. Так случилось, что она вместе с мужем эмигрировала в США в 1979 году. Уже там у них родился сын Фред. Эмиграция дочери стала большим стрессом для Жени и Гали. Неоднократно дочка предлагала родителям переехать в США, но они отказывались.
Женя умер в 69 лет 16 декабря 1998 года, не дожив всего один день до своего 70-летия, а ровно за месяц до этого родилась первая правнучка Неонилы – Александра. Ненамного пережила его жена Галя.

Первый раз в школу Нила пошла в возрасте 10 лет, потому что во время войны все школы были закрыты. Придя в класс, она увидела, что за партами сидят совсем взрослые дяди и тети. Девочку по возрасту определили сразу в 4 класс. По окончании школы Нила окончила бухгалтерские курсы в техникуме Белой Церкви.

В 1954 году Неонила познакомилась с кадровым военным офицером Георгием Калачевым (13.06.192907.04.1991), который служил в городе Белая Церковь. Молодые люди понравились друг другу. Но успели встретиться всего восемь раз, а потом Георгия отправили служить в Белоруссию. Вскоре Георгий вызвал Нилу на переговоры на телефонную станцию и предложил выйти за него замуж. Нилочка не ожидала предложения. Последовала длинная пауза, но согласие было дано. Ведь она знала положительные качества Георгия – добрый, самостоятельный (он рос без отца и был для своей мамы надеждой и опорой), обязательный, способный взять на себя ответственность. Свадьба состоялась 23 января 1955 года в Белой Церкви.

После свадьбы молодые уехали в город Поставы в Белоруссии, где Георгий работал физруком полка. В 1955 году у них родился сын Миша – Михаил Георгиевич Калачев. Весной 1956 года Георгия отправили на полгода учиться в Ленинградский военно-медицинский институт. Жизнь военного и его семьи – это жизнь «на чемоданах». Такая жизнь, когда нет своего собственного дома, Георгию казалась нестабильной. И когда появилась возможность демобилизоваться из армии, Георгий так и сделал. Можно было выбрать любой город Советского Союза. Конечно, легче было поехать ближе к родным – в Сибирь или в Белую Церковь. Однако страх от войны остался у Нилы на всю жизнь. Поэтому, когда муж спросил ее, где она хочет жить: на Украине в городе Белая Церковь или в Сибири в городе Новокузнецке (на его родине), она не задумываясь выбрала второе. Не хотела, чтобы ее дети знали, видели, что такое война. Страх всё еще с ней, но сейчас она боится не за себя, а за своих детей, внуков, правнуков.
После увольнения из армии в 1957 году Георгий и Неонила с двухлетним Мишенькой переехали жить к родным Георгия, которые к этому времени поселились в Сибири, в городе Новокузнецке Кемеровской области.

Крепость на правом берегу реки Томи была основана еще в 1618 году для защиты от набегов кочевников. До революции Кузнецк был небольшим уездным городом. В 1929 году на левом берегу реки Томи началось строительство завода-гиганта – Кузнецкого металлургического комбината. Вокруг него образовались поселки Нижняя Колония, Верхняя Колония, Садгород, Соцгород, Островская площадка, слившиеся в 1931 году в город Новокузнецк. В следующем году Новокузнецк слился с Кузнецком и получил имя Сталинск.

В Великую Отечественную войну сюда было эвакуировано 50 заводов и много представителей технической интеллигенции, которые остались здесь и после войны.

В 1961 году город вновь переименовывают в Новокузнецк. Он становится крупнейшим промышленным центром, в котором работают заводы-гиганты: КМК (Кузнецкий металлургический комбинат), ЗАПСИБ (Западно-Сибирский металлургический комбинат), Алюминиевый завод, Ферросплавный завод, Завод металлоконструкций, Машиностроительный завод, Цементный завод и другие предприятия.
В город стекалась рабочая молодежь со всей Сибири, приезжали по распределению молодые специалисты из всех городов России. Создавались семьи, рождалось новое поколение новокузнечан.

Приезд Калачевых в Новокузнецк пришелся на зиму. Сибирские зимы очень холодные и морозные, совсем не похожие на зимы на Украине, в Белоруссии или в Ленинграде. Так что первая зима запомнилась молодым Калачевым сильнейшими морозами, отсутствием теплой одежды и денег. Но выжить помогали родные Георгия.

Первое время они жили в маленьком деревянном доме в поселке Точилино – пригороде города Новокузнецка у крестного Георгия – Степана. В доме была всего одна комната и кухня. Семья крестного с тремя детьми ютилась в комнате, а на кухне жили Георгий с женой и сыном. Но ни разу на протяжении всей своей жизни Неонила не пожалела о том, что выбрала Сибирь.

Георгий устроился работать на Кузнецкий металлургический завод. Параллельно он поступил учиться на вальцовщика в металлургический техникум. Так Георгий получил второе образование – металлург.

В течение первого года молодая семья получила свое первое жилье – комнату в новом пятиэтажном доме № 1 на улице Санаторная. С соседями по квартире – такой же молодой семьей – Неонила и Георгий дружили потом всю жизнь. Отопление, холодная, горячая вода – это была сказка для семьи бывшего военного! Первую ночь в своей новой квартире (Георгий работал в ночную смену) Нила провела в ванной комнате – с большим удовольствием стирала белье. Стирка вообще была для Нилы любимым занятием, и, замачивая и отжимая белье, молодая женщина с удовольствием пела в ванной.
После переезда из Украины в Сибирь у Нилы возникла проблема – она разговаривала с украинским акцентом. Чтобы устранить это Неонила каждый день читала вслух русских классиков. «Анна Каренина» была зачитана буквально до дыр.

Неонила была очень хорошей, заботливой мамой. Поскольку свекровь жила в деревне, а мама в Украине, то двое малолетних детей были практически на ней. Муж работал посменно: 4 дня в смену и 1 выходной. Магазины в 50-х60-х годах располагались далеко от дома. В то время продовольственные и хозяйственные магазины были рассчитаны – один на квартал, а не как сейчас – практически в каждом доме. А поскольку холодильников еще не было, то приходилось ходить за продуктами каждый день с детьми. Это было непросто. Готовили только на один раз, так как негде было хранить приготовленную еду.

Нила всегда много читала сама и читала детям. Из культурных развлечений того времени было посещение кинотеатра «Коммунар». Ходили туда по очереди: на первый сеанс идет Нила, а Георгий сидит с детьми, на второй – Георгий, который заранее приходит с детьми к кинотеатру и передает их Ниле. Но всё это были временные трудности.

Когда Миша пошел в школу, а Лена в садик, у Нилы появилась возможность пойти на работу. Она устроилась диспетчером в гараже скорой помощи. Работа была психологически непростая – Нила очень переживала и сочувствовала всем, кто звонил в скорую.
Уйдя с этой работы, Нила окончила бухгалтерские курсы (как ее отец и мать в свое время) и стала бухгалтером. Прошла разные участки этой работы и заканчивала свою трудовую деятельность Неонила в должности главного бухгалтера большого строительного треста «Гидроуголь».

Позже, вспоминая свою жизнь, Георгий всегда говорил, что самым лучшим периодом его жизни были 1960-е годы – «мы молоды, утром встаешь и понимаешь, что сегодня ты живешь лучше, чем вчера». В доме появились стиральная машина, холодильник, телевизор…

Георгий подорвал здоровье на заводе, где работал в рельсобалочном цехе оператором (непосредственно катал рельсы). Под будкой оператора проходил раскаленный металл (температура около 1000оС), металлическая пыль в цехе, сквозняки, напряженная работа. Умер Георгий 7 апреля 1991 года в возрасте 61 года от рака легких (одна из основных причин смерти работников в их цехе, а возможно и на всем заводе). Для всех, и в первую очередь для Неонилы это стало сильным ударом.

Связь с Украиной у Неонилы не прерывалась до тех пор, пока были живы мама, брат и сноха. Она вела постоянную переписку с родными, почти каждый год с мужем и детьми ездила в родной город навестить маму с отчимом и брата Женю с семьей, а также и в Демурино к бабушке и дедушке Доценко, тетям и дядям.
Во время посещения родных мест всегда собирались все родные и обязательно шли фотографироваться в салон. Теперь, к сожалению, в Белой Церкви никого из родных не осталось. Старики умерли, а молодежь разъехалась по разным городам нашей страны или за рубеж.

Отчим Нилы – Трофим Митрофанович умер в 1973 году в возрасте 57 лет их-за осколка в сердце. На память об отчиме у Нилы осталась ложечка с выгравированными на ней инициалами «Н. К.» (Неонила Калачева). После его смерти в 1973 году Вере Ананьевне стали выплачивать пенсию как вдове участника войны. Это было как нельзя кстати, ведь Вера официально после войны нигде не работала.

Вера Ананьевна умерла 2 июля 1994 года в возрасте 86 лет, пережив мужа на 21 год. До самой смерти Вера писала Нилочке письма. Для того, чтобы не разучиться писать, она тренировалась каждый день, заставляя себя писать диктанты. Такая сила воли, закаленная тягостями жизни, у этой много пережившей женщины, восхищает. Ее дух никогда не был сломлен, а желание жить не пропадало до конца жизни.

Так сложилась судьба Неонилы Калачевой и ее родных. Сейчас ей 82 года, и недавно она посчитала, что у нее уже 12 потомков!

4 октября 2016 года Минюст РФ внес Международный Мемориал в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».
Мы обжалуем это решение в суде









Рекомендованные материалы


Стенгазета

Ударим всеобучем по врагу! Часть 2

Алатырские дети шефствовали над ранеными. Помогали фронтовикам, многие из которых были малограмотны, писать письма, читали им вслух, устраивали самодеятельные концерты. Для нужд госпиталей учащиеся собирали пузырьки, мелкую посуду, ветошь.

Стенгазета

Ударим всеобучем по врагу! Часть 1

Приезжим помогала не только школьная администрация, но и учащиеся: собирали теплые вещи, обувь, школьные принадлежности, книги. Но, судя по протоколам педсоветов, отношение между местными и эвакуированными школьниками не всегда было безоблачным.