Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

28.06.2018 | Нешкольная история

«Родственник» МХАТа. Часть 1

История народного театра в Воронежской области

публикация:

Стенгазета


Автор: Климентовский Семен, на момент написания работы ученик 8 класса МКОУ Спасская СОШ, п. Вишневка, Воронежская обл. Научный руководитель Алла Николаевна Мочалова. 3-я премия 19 Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», Международный Мемориал.

Каких только нет в нашей стране театров: Мариинский, Большой, МХАТ… Сколько их? Экспериментальных, камерных, одного актёра…

Но мне знаком и очень дорог один ‒ народный, тот, что рядом с нашем селом. О нём знают далеко за пределами нашего района – это Никольский народный театр. Он находится в селе Никольское Верхнехавского района. Это один из первых народных театров России, одна из самых главных достопримечательностей нашего района, ему уже 120 лет.
У нас в округе старинных зданий очень мало сохранилось. Может из-за того, что они были в основном деревянными и не очень долговечными. А вот в Никольском два дома, которые построили Соколовы в конце ХIХ века стоят до сих пор. В одном из них сейчас музей.

Это уникальный по своей истории деревянный дом, с большими просторными комнатами, в которых устраивались первые спектакли для крестьян. Он был построен Соколовыми, как жилой господский дом. В нем как выяснилось позже, в течение 120 лет размещались разные организации: и лазарет для раненых, и детский дом, и школа крестьянской молодежи, но дольше всего в нем находилась Никольская общеобразовательная школа, а после её закрытия – музей Соколовых.

Второй дом, построенный Соколовыми – это здание земской школы, сейчас в нём сельский клуб с миниатюрной сценой и зрительным залом на 100 человек. В этом здании и сегодня проходят спектакли. Этот сельский клуб, деревянное здание, на первый взгляд совсем неприметное, и есть Никольский театр. В Никольском театре всё просто, обыденно без притязаний на всемирную славу, без роскоши и блеска, но очень уютно. Никольские жители постарались сохранить его почти в первозданном виде. Побеленные известкой стены, печное отопление, большие окна с резными деревянными ставнями, крытая железом крыша. Когда входишь в Никольский театр, смотришь по сторонам, охватывает чувство, что ты оказался в позапрошлом веке.
В 1894 году в далёкую маленькую деревню Верхнехавской волости, Воронежской губернии, отправились из Москвы по доброй воле супруги Соколовы, люди небедные, высокообразованные, можно сказать высшего круга, водившие дружбу с творческой элитой столицы.

Константин Константинович известный врач, главный хирург Бахрушинской больницы и его жена Зинаида Сергеевна (в девичестве Алексеева). До переселения в Воронежскую деревню она готовилась сдать экзамен на домашнюю учительницу (родители её, богатые люди, на образование дочери денег не жалели). Зинаида Сергеевна не меньше своего брата Константина Сергеевича Станиславского влюбленная в искусство, участница всяких театральных кружков. И вдруг такое семейное решение – ехать из Москвы на жительство «в народ», непременно в самые глухие и бедные места, «чтоб дать возможность хоть одной деревне пожить осмысленной сознательной жизнью».

Купив простенькое имение в Никольском (место они выбрали по рекомендации писателя Александра Эртеля, чья усадьба была в трёх верстах), супруги тут же развернули кипучую деятельность по устройству «осмысленной жизни» – нет, не своей, а, в первую очередь, окрестного населения. В ноябре 1894 года был построен дом. Константин Константинович в собственном доме начал приём больных со всей округи. А Зинаида Сергеевна, поначалу помогавшая мужу в «лечёбе», вскоре взялась за организацию школы, построенной Соколовыми на свои средства. Соколовы построили две школы, одну в Никольском, другую у нас, в Спасском.
Зинаида Сергеевна, младшая сестра Константина Сергеевича Станиславского, конечно же создает здесь театр. Сначала вовлекли в постановку крестьянских детей, которых учили грамоте. Потом, увидев, с каким интересом и восхищением смотрят на представление их матери и отцы, созвали и взрослых.

Первые спектакли стали ставить в 1895 году. Их ставили в доме Соколовых. Зрителей было столько, что поместиться всем было невозможно. В столовую, служившую зрительным залом, набивалось до 200 человек.

Потомки первых артистов, жительницы села Никольского, Анна Николаевна Летникова и Нина Григорьевна Сычева помнят рассказы своих родителей о том, как росла популярность любительского театра. Актёры (крестьяне) относились к участию в спектаклях как к серьёзному делу. Прослышав про Никольскую «камедь», на спектакли стали приходить крестьяне из соседних сёл: из Белкино, Большой и Малой Приваловки, из Лаптевки.
Таких людей как Соколовы, которые активно занимались благотворительной деятельностью в нашей местности, мне известно несколько.

Один из них – Александр Иванович Эртель. В Верхнехавском детском оздоровительном лагере «Искра», он, правда, уже несколько лет не работает, сохранился дом Эртеля, в котором жила его семья. Хутор в этом месте, так и называется «Эртель» или «Эртелевка». Александр Иванович Эртель ‒ известный русский писатель народнических взглядов. Известно также, что он построил в селе Макарье школу (деньги на школу Александру Ивановичу пожертвовала В. А. Морозова и отец З.С. Соколовой).

Также, благотворительной деятельностью занимались и Крашенинниковы – помещики, у которых имение находилось у нас в Грушино. В нашей школе сохранился альбом, где написано о том, что Грушинская начальная школа была построена в 1903 году Воронежским земством. А одной из учительниц была Надежда Львовна Куперник (внучка хозяйки имения). Она преподавала грамоту и рукоделие. Надежда Львовна в школе устраивала рождественские ёлки. Из её писем известно, что оборудование, для школы, учебники и другие принадлежности приобретались в Москве и Воронеже на средства Крашенинниковых. В одном из писем она описывает свое нежное отношение к крестьянским детям:

Узнавая о благородных поступках местных дворян, у меня появляются чувства восхищения, удивления. Они волновались о судьбах крестьян, помогали им. Были не равнодушны к их проблемам. Во всех письмах, воспоминаниях, чувствуется уважительное отношение к простым крестьянам. Только непонятно, почему в октябре 1917 года во время революции, и после неё, бедные так активно выступили против богатых?
В Никольское в 1901 году приезжал сам Константин Сергеевич Станиславский и его жена, ведущая артистка МХАТа, Мария Петровна Лилина. Они присутствовали на репетициях кружка и давали советы исполнителям.

Из воспоминаний З.С. Соколовой: « … Помню, какая была радость у нас, когда мы получили известие, что к нам заедет Костя (Константин Сергеевич Станиславский). Во время нашего свидания, конечно, темы были сперва о матери, сестрах, а потом о народных спектаклях, о голоде, школах и без конца о Художественном театре. Несколько раз брат спрашивал, не согласимся ли мы играть во МХАТе. Константин Константинович хохотал и говорил: «Ну какой же я актёр для Вас? Я играю как самоучка, как птицы поют… Я у вас затоскую, когда мне придётся несколько лет ждать роли! Нет, уж лучше тут быть первым, а у вас я буду последним! А как же Никольских оставить? Лечение, помощь, голод – пустили уже здесь свои корни».

Из публикации журнала «Досуг в Воронеже» я узнал, что в 1903 году Зинаида Сергеевна с дочерьми (родной и приемной) переехала из Никольского в Москву. Девочкам нужно было учиться, а домашней школы было уже мало. С тех пор в имение уже приезжали летом.
Театр в Никольском, после уезда Зинаиды Сергеевны сохранился. Остались ученики и остался в Никольском Константин Константинович, он продолжал лечить местных крестьян, а во время Первой мировой войны в своем доме открыл лазарет для раненных.

В это же тяжелое время, Первой мировой войны супруга Константина Константиновича Зинаида Сергеевна трудилась в Московской больнице для слепых.

Что же стало с этими благородными людьми после революции 1917 года? Они ведь, можно сказать, жизнь посвятили простым крестьянам.

Из дневника Ф.В. Огаркова, бывшего городского головы г. Усмани, я узнал о Соколове Константине Константиновиче в период революции: «Крестьяне горячо любили Соколова, и когда вспыхнула революция, ничего не тронули у него, отдав в его пользование сад, дом, землю».

У нас в школьном музее «Потомкам о предках», я обнаружил любопытное письмо Агафьи Демьяновны Щепкиной, адресованное Зинаиде Константиновне Соколовой, дочери К.К. и З.С. Соколовых. Письмо от 21 декабря 1917 года. Вот что написано в письме: «Как там у вас с имением-то обходятся, бьют также как и у нас – всё отбирают. У нас у Малютихи отобрали, и у Паринагина отобрали, Эртелей не трогают, Константина Константиновича Соколова тоже. Для крестьян нет ничего святого сейчас. Они совсем рассудок потеряли, особенно отличаются сейчас Желдаи и Супруновцы. Супруновка решила, сговорилась вся – голодом изжить Варвару Афанасьевну. Никто не продает ей печеного хлеба. Она говорит им, что будет так служить, только чтобы кормили её, а они не хотят. Пьянство у нас развелось – ужас как! Варят сами самогон. Карты среди крестьян все вечера проводят».
Из этого письма понятно, что всё вокруг крестьяне громили, а К. К. Соколова и Эртелей они не трогали.

Соколов Константин Константинович прожил после революции не долгую жизнь, лечил крестьян. В 1919 году Константин Константинович умер. Шесть месяцев лечил сыпной тиф по деревням, заразился сам, стал выздоравливать, но умер от сердечного удара. Хоронили крестьяне. Он похоронен на кладбище в Малой Приваловке, в соседнем селе, там тогда была церковь.

Зинаида Сергеевна Соколова работала в МХАТе после возвращения из Никольского. Стала помощницей Станиславского по театральной работе. Получила звание Заслуженной артистки СССР.

Прожив долгую жизнь, Зинаида Сергеевна Соколова умерла в Москве в 1950 году в возрасте 85 лет.

Дочь, Зинаида Константиновна Соколова (1887 г. р.), окончила Московскую женскую гимназию, занималась в студии Вахтангова. Вышла замуж за А.В. Васнецова, сына художника В.М. Васнецова. Детей не было. Работала хранителем Дома-музея В. М. Васнецова. Умерла в Москве в 1955 г.

Судьба Эртелей была другой. Александр Иванович Эртель не дожил до революции, а умер еще в 1908 году. А его жена Мария Васильевна вместе с дочерьми, приобрела новое имение в 1912 году по соседству с Соколовыми.
По постановлению Президиума ВЦИК от 23 мая 1923 г. М.В. Эртель могла пользоваться садом и усадьбой с пристройками. В 1940 году по постановлению Президиума Верховного Совета РСФСР (от 26 июня 1940 г.) усадьба писателя А. И. Эртеля была передана Воронежскому отделению Союза советских писателей.

В Эртелевке расположился Дом творчества писателей. В 1944-1949 гг. Дом творчества арендовал Литфонд СССР. С 1958 г. здесь размещалась районная библиотека, пионерский лагерь, позже — диспансер Верхнехавской районной больницы. Теперь музей А. И. Эртеля. Усадьба включена в список памятников истории, архитектуры и археологии Воронежской области, принятых под государственную охрану. Но, к сожалению, сейчас, от музея Эртеля остался только один дом, внутри дома, все разгромлено.

О Надежде Львовне Крашенинниковой, учительнице из нашего Грушино, писал в газете «Воронежский курьер» наш воронежский ученый А.Акиньшин. Он вёл переписку с ней в 1985 году. Надежда Львовна работала здесь, в Грушино, и в годы гражданской войны, потом вместе со всеми своими родственниками вынуждена была переехать в Москву. Стала искусствоведом, в возрасте 83 лет защитила диссертацию по истории архитектуры, не дожила до своего 100 лет, умерла в 80-х годах ХХ века.

Окончание следует

4 октября 2016 года Минюст РФ внес Международный Мемориал в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».
Мы обжалуем это решение в суде









Рекомендованные материалы


Стенгазета

Ударим всеобучем по врагу! Часть 2

Алатырские дети шефствовали над ранеными. Помогали фронтовикам, многие из которых были малограмотны, писать письма, читали им вслух, устраивали самодеятельные концерты. Для нужд госпиталей учащиеся собирали пузырьки, мелкую посуду, ветошь.

Стенгазета

Ударим всеобучем по врагу! Часть 1

Приезжим помогала не только школьная администрация, но и учащиеся: собирали теплые вещи, обувь, школьные принадлежности, книги. Но, судя по протоколам педсоветов, отношение между местными и эвакуированными школьниками не всегда было безоблачным.