Автор: Ирина Корнеева, на момент написания работы ученица 11 класса школы № 129, г. Волгоград. Научный руководитель Наталья Александровна Карюкина. 2-я премия 18 Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», Международный Мемориал
Фронтовые письма, такие дорогие и личные для адресата, нечасто получают широкую известность. Для меня было удивительно, что именно благодаря простому письму «девочке Миле» родилась идея создания мемориала «Солдатское поле». Из рассказов А. С. Денисова у меня сложилось впечатление, что первый секретарь волгоградского обкома комсомола В. А. Катунин непременно хотел использовать письмо майора Д. А. Петракова в «придумывании идеи». Хотя к Солдатскому полю ни письмо, ни сам Д. А. Петраков отношения не имели. До Великой Отечественной войны Д. А. Петраков жил в Ульяновске и туда же отправлял письма для дочки; 308 стрелковая дивизия, в которой он воевал, сражалась далеко от Солдатского поля.
Я так и не смогла понять, чем именно комсомольского функционера В. А. Катунина и архитектора Л. М. Левина зацепили, на первый взгляд, простые слова отца к дочери. Ведь в книге «Говорят погибшие герои», которую архитектору показывал В. А. Катунин, было много трогательных писем. Почему именно это?
Мне захотелось понять, повлияло ли строительство мемориала «Солдатское поле» на жизнь Людмилы Дмитриевны Петраковой, дочери политрука, письмо к которой высечено на мраморном «солдатском треугольнике». Непонятно, каким образом письмо получило такую известность и попало в 1957 году на страницы журнала «Работница». Может быть, оно было опубликовано где-то раньше, но никаких указаний на это мы не нашли.
Искать информацию о судьбе Людмилы Петраковой мы начали летом 2016 года. Для начала обратились к ресурсам сети интернета. В опубликованных статьях встречались порой самые невероятные формулировки «авторской идеи» мемориала: что это памятник письму девочке Миле. Но далее следует практически один и тот же текст воспоминаний Людмилы Дмитриевны. Невозможно понять: журналисты всегда задавали одинаковые вопросы (что маловероятно), или авторы статей опираются на одно и то же интервью, данное однажды. Мне очень хотелось поговорить с Людмилой Дмитриевной лично или хотя бы по телефону, но как с ней связаться, было непонятно, и пришлось работать с уже опубликованными интервью.
Я выбрала для начала самую информативную, по моему мнению, публикацию корреспондента интернет-портала г. Волгограда «VI» Ольги Дощечниковой «Солдатское поле девочки Милы» от 12 мая 2013 года.
Статья интересна тем, что Дощечникова цитирует не только Петракову, но и Марию, «внучку» Людмилы Дмитриевны. Позже стало понятно, что это не внучка, а супруга внука Петраковой. Мария – корреспондент газеты «Мозаика» города Ульяновска. Мне показалось, что Дощечникова знает, как связаться с Людмилой Дмитриевной. Однако мы не нашли на портале «VI» контактных данных Дощечниковой и ее статей, опубликованных позже 2013 года. А совсем недавно на «VI» появилась заметка Елены Ивановой, о том, что 29 ноября 2016 года на 81-м году жизни после продолжительной болезни в Ульяновске умерла Людмила Дмитриевна Фадеева (Петракова). Печальное известие сообщил ее внук Андрей Саксонов.
Я продолжала искать хоть какие-то новые сведения о семье Людмилы Дмитриевны. Я понимала, что информация будет содержаться, скорее всего, на волгоградских или ульяновских сайтах. И каково было удивление, когда я нашла информацию о Дмитрии Петракове на сайте Котласского краеведческого музея.
Выяснилось, что с 1986 года МУК «Котласский краеведческий музей» собирает копии документов, фотографий, вырезки статей из газет и журналов, посвященные земляку – Дмитрию Андриановичу Петракову, уроженцу деревни Сазониха Метлинского сельсовета Северного края (ныне Котласский район Архангельской области). В 1987 году по просьбе сотрудников музея много документов и фотографий прислала жена Дмитрия Андриановича Мария Михайловна Петракова.
Родился Дмитрий Андрианович Петраков в 1908 году в многодетной семье, в 1932 году окончил Самарский педагогический институт. Работал учителем истории в строительном техникуме г. Ульяновска. Последняя запись в трудовой книжке: «С 4 июля 1941 года находится в рядах действующей Красной Армии, сражается против фашистов». Людмила Дмитриевна в интервью рассказывала, что, несмотря на пятилетний возраст (родилась в 1936 году), помнила первый день войны. Папу, пришедшего с рыбалки (в некоторых публикациях – с охоты), маму, выронившую из рук стакан, когда объявили о начале войны.
В 1942 году Петракову было присвоено звание старшего политрука.
17 сентября 1942 года 308-я стрелковая дивизия сражалась недалеко от станции Котлубань на подступах к Сталинграду. В этот день Д. А. Петраков был назначен командиром батальона, который должен был любой ценой удержать высоту. 18 сентября началась танковая атака врага. Петраков приказал вызвать артиллерийский огонь на свои позиции. Воспользовавшись замешательством противника, батальон пошел в контратаку и высоту удержал. В этом бою Дмитрий Андрианович был тяжело контужен.
Именно этот день (18 сентября 1942 года) указан майором Д. А. Петраковым в знаменитом письме Миле про василек. Таково общепринятое описание событий. Как подобное стало возможно, я не понимаю: с одной стороны, не до писем, когда вокруг сражение, с другой – Дмитрий Андрианович так и пишет: «кругом идет бой».
Петраков часто писал для дочери отдельные письма печатными крупными буквами, чтобы девочка могла прочесть сама. Одно из них мне удалось найти на просторах интернета.
В октябре после госпиталя Петраков возвращается в 308 стрелковую дивизию, которая теперь сражается в цехах сталинградского завода «Баррикады», и назначен комиссаром полка. С группой бойцов в течение недели удерживали заводскую котельную. За мужество и героизм в Сталинградских боях Д. А. Петраков награжден орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Сталинграда».
Других подробностей фронтового пути Петракова выяснить не удалось. Известно лишь, что 11 сентября 1943 года майор Д. А. Петраков погиб в бою и был похоронен в городе Бытоше Брянской области.
Людмила Дмитриевна вспоминала в интервью, как непросто им с мамой жилось в годы войны, как радовались письмам с фронта и не верили пришедшей в 1943 году похоронке. Мила продолжала ходить на вокзал и встречать поезда.
Уже после войны семью Петраковых нашел Михаил Лазаревич Ингор, который политруком воевал в 308-й дивизии вместе с Дмитрием Андриановичем. Михаил Лазаревич попросил показать письмо, по словам Людмилы Дмитриевны, он видел, как Петраков подобрал василек и знал о письме. Много лет Петраковы и Ингор будут дружить, переписываться и даже ездить друг к другу в гости. В 1957 году в журнале «Работница» была опубликована статья М. Л. Ингора «Честь отцов» и процитировано знаменитое письмо. Я решила побольше узнать о фронтовом товарище Петракова.
Оказалось, что гвардии майор Михаил Лазаревич Ингор во время Великой Отечественной войны был инструктором политотдела 308-й стрелковой краснознаменной дивизии. За участие в боях был награжден орденами Отечественной войны 1 и 2 степени, двумя орденами Красной Звезды, 15 медалями.
После войны став журналистом, направил все свои силы на увековечивание памяти тех, кто служил в 308-й стрелковой Краснознаменной дивизии полковника Л. Н. Гуртьева. В 1950 году вышла его книга «Сибиряки-сталинградцы», через четыре года появилось второе дополненное издание.
Я и не задумывалась, что у фронтовых листовок может быть автор. В музее-панораме «Сталинградская битва» можно увидеть рукописную листовку, рассказывающую о подвиге связиста Матвея Путилова, который погиб, зажав зубами концы проводов, но связь обеспечил. Подвиг Путилова запечатлен и на полотне панорамы. Это я знаю с детства, а теперь выяснила, что именно Михаил Лазаревич Ингор написал цветными карандашами ту листовку и приложил огромные усилия, чтобы воссоздать биографию Матвея Путилова и увековечить память героя. К сожалению, в библиотеках Волгограда этой и других книг Ингора нет, а возможно, Михаил Лазаревич писал и о майоре Петракове не только в журнальной статье.
И, по-моему, совершенно заслуженно Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1974 года М. Л. Ингору присвоено звание Заслуженного работника культуры РСФСР. Жаль, что теперь невозможно узнать, а известно ли было Михаилу Лазаревичу о мемориале «Солдатское поле» и о том, что он по праву должен считаться одним из его соавторов. Ведь если бы не его кропотливая работа, то о письме Миле Петраковой кроме родных никому известно бы не было.
Где же само письмо теперь? Людмила Дмитриевна рассказывала, что запомнила знаменитый василек и письмо отца. Но само письмо и другие документы Дмитрия Андриановича Петракова они с мамой по первой же просьбе передали в музей, который организовывали где-то в Минске.
В Волгоград впервые Людмила Дмитриевна приехала в 1980 году – на открытие мемориала «Солдатское поле» после реконструкции. В интервью она говорила, как тронута, что отцовское письмо увековечено на мемориале. Потом приезжала неоднократно, но в 2014 году на открытие восстановленного памятника приехать уже не смогла, слишком тяжела дальняя дорога.
Окончание следует
4 октября 2016 года Минюст РФ внес Международный Мемориал в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».
Мы обжалуем это решение в суде