Автор: Ксения Чинокалова, на момент написания работы ученица 10 класса школы № 579, г. Санкт-Петербург. Научный руководитель Светлана Анатольевна Елисеева. 3-я премия 18 Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», Международный Мемориал.
Как и многих жителей России, очень беспокоило семью Тайпале тревожное состояние политических дел в стране. Ощущалось приближение чего-то нового и опасного. И вот в 1917 году грянули подряд две революции – февральская и октябрьская.
20 августа 1918 года ВЦИК издал декрет «Об отмене частной собственности на недвижимости в городах». Этот декрет отменил право частной собственности на городскую землю и строения, имевшие стоимость или доходность выше определённого предела. В течение года практически все квартиры были «уплотнены» и возникли коммунальные квартиры. В 1918 году оба дома Тайпале и два флигеля перешли в Горжилуправление.
Сам Александр Константинович Тайпале сразу же после публикации декрета переселился из флигеля в основной дом, где уже жили семьи сестер и дочери. Ввиду не такой уж большой стоимости и доходности дома семью не выселили, и они не подверглись репрессиям.
Рабочих и революционеров заселили в бывшие доходные дома, но за квартиры первые годы практически никто не платил, и само молодое советское государство, не имея средств, не следило за ремонтом домов, дворов, канализаций и водопроводов. А ведь фирма «А. К. Тайпале. Системы отопления и вентиляции» как раз проектировала и устанавливала системы отопления и вентиляции, то есть по сути занималась модернизацией и ремонтом. Но заказов у нее практически не стало.
Доставать продукты было очень тяжело. Доходов от сдачи квартир в своем бывшем доме семья лишилась.
В середине мая 1918 года в результате Первой советско-финской войны Териоки отошли к отделившейся в декабре 1917 года Финляндии. Так семья Александра Константиновича Тайпале потеряла дачу.
Но как бы не было тяжело, жизнь брала свое. 17 ноября 1918 года состоялась свадьба второго сына Александра Константиновича, Александра, с Ниной Адамовной, жившей на улице Оренбургской в (теперь уже бывшем) доходном доме Тайпале с мамой и сестрой. Свадьба была очень скромной, хотя родители и постарались ее устроить как можно лучше.
В 1919 году в молодой семье родился сын Александр. Он приходился моей прабабушке Дагмаре Иоганновне Бот (внучка Эмилии Константиновны Келлер, в девичестве Тайпале) троюродным братом., а поскольку они были практически одного возраста, то часто играли вместе в песочнице во дворе дома № 27 по улице Оренбургской.
21 сентября 1921 года у Лидии, дочери Александра Константиновича, и ее мужа Сергея Васильевича Бирюкова родилась дочка Ирина.
Рождения внука и внучки стали первыми светлыми моментами за последние тяжелые годы в семье Тайпале.
В 1921 году в связи с экономическим кризисом и массовыми волнениями населения большевики приняли решение о переходе к «новой экономической политике» (НЭПу). Жить стало легче. Появилась работа, хотя и оставались проблемы с продуктами, одеждой.
Все дети Александра Константиновича были очень привязаны друг к другу. Повзрослев и обзаведясь собственными семьями, они продолжали поддерживать тесные отношения, часто заходили друг к другу в гости. Летом все семьи снимали дачи за городом, недалеко друг от друга. Они устраивали совместные прогулки на природе, домашние концерты.
Еще теплилась надежда, что всё «вернется на круги своя». Однако этого не случилось. гражданская война в России, длившаяся с 1917 по 1923 год, была проиграна «белой» армией. У власти прочно обосновались большевики.
В 1927 году в семье случилось горе – умерла сестра Александра Константиновича Елена. А вскоре скончалась его жена – Екатерина Алексеевна. Уход этих прекрасных добрых женщин, создававших уют и тепло в семье, стал сильным ударом для всех.
В 1929 году второй сын Александра Константиновича – Александр Александрович Тайпале – принял решение об эмиграции и уехал с женой и десятилетним сыном Александром в Финляндию как финский подданный
В 1931 году вслед за сыном эмигрировал сам Александр Константинович. Однако переживания последних лет дали о себе знать, и в 1932 году, в возрасте 76 лет, он скончался.
В 1938 году в России умер его старший сын, профессор химии Константин Александрович Тайпале, а его вдова Екатерина Сергеевна и сын Андрей эмигрировали в Финляндию. Дочь Галя к тому времени вышла замуж за молодого немецкого коллегу отца – Петера Шрейта и жила в Берлине.
Остальные дети Александра Константиновича – сын Анатолий и дочь Лидия, уже обзаведшиеся своими семьями, остались в России. Они по-прежнему проживали в отцовском доме по улице Оренбургской, 27.
Прошли годы, десятилетия. Минул век. Канули в прошлое дореволюционные времена, пронеслись по нашей стране революции и войны. Ушли из жизни многие поколения моих родных. И только каменные дома, эти незримые свидетели и спутники той далекой эпохи, по-прежнему стоят на своем месте.
Сохранился дом № 34 по улице Николаевской (сейчас это проспект Марата). Существует, хотя и сменил номер с 27 на 29 «Б», бывший доходный дом семьи Тайпале на углу улицы Оренбургской, № 27, и Сахарного переулка, № 12, где проживали многие поколения нашей семьи на протяжении без малого 70 лет. Сохранились и соседние дома на улице Оренбургской, Сахарном переулке, Астраханской улице. Гуляя по этим тихим старым петербургским улочкам, легко переносишься на сто десять лет назад в атмосферу дореволюционной России, во времена жизни Александра Константиновича Тайпале.
Вот так, по крупицам, я старалась воссоздать историю жизни моего дальнего предка – Александра Константиновича Тайпале.
Он предстал передо мной симпатичным и обаятельным мужчиной. Хорошим и любящим отцом, мужем, братом и сыном. Отличным специалистом-техником и успешным коммерсантом.
Конечно, судьба его не баловала. Он жил в тяжелое время перемен. Первая мировая война, революция 1905–1907 годов, февральская и октябрьская революции 1917-го, гражданская война. И, что самое обидное, потеря всего нажитого своим трудом после революции.
Но времена не выбирают. Я считаю, что Александр Константинович Тайпале достойно прожил свою жизнь.
Наша семья продолжает жить и работать в Санкт-Петербурге. Этот прекрасный город на Неве тысячью невидимых нитей связывает меня с моими предками, с прошлым и настоящим моей семьи. Я хочу, чтобы каждый из нас помнил историю своей семьи, своих родных, своей страны. Чтобы и мы, как в свое время наши предшественники, вписали достойные страницы в историю России.
4 октября 2016 года Минюст РФ внес Международный Мемориал в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».
Мы обжалуем это решение в суде