Автор: Сергей Волков. На момент написания работы ученик 10 класса гимназии г.Чистополь, Республика Татарстан. Научный руководитель Лидия Сергеевна Волкова. 1-я премия II Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», Международный Мемориал
Время постепенно все расставляет на свои места. И вот снова уже в недавнем прошлом появляются контуры братской могилы: убраны плиты, насыпана земля, посажены цветы. До поздней осени жизнерадостно «горят» желтые, красные, оранжевые бархатцы. Ошибка исправлена? А как же «и др.»?
Мы обратились в архитектурный отдел города к главному художнику Ш.Т.Урманчееву с вопросом, что он думает по этому поводу?
Он сообщил о том, что «готов новый проект реконструкции памятника. А что касается имен, то три фамилии: Миксин, Пилишкин, Рачимов – указаны. И это не противоречит истине. Захоронены ли там белогвардейцы, надо еще доказать». Как и доказать подлинность останков большевиков!
Ну что же, значит, нужно ехать в Казань и работать в бывшем партархиве (ныне ЦГАИПД РТ). Работа оказалась сложной. Фамилии женщин, писавших письмо, забыты, месяц и год написания письма известны примерно, материалы по жалобам граждан на руки не выдаются. Каникулы подходили к концу, поэтому пришлось писать заявление на имя директора архива с просьбой помочь: прислать выписки из документов о подтверждении версии о захоронении в братской могиле белогвардейского офицера. Работники архива сейчас очень загружены. Мы, конечно, рассчитываем на ответ, но догадываемся, что это может быть долгое ожидание. А хотелось бы получить подтверждение до отправления нашей работы на конкурс. Тогда мы смогли бы ответить на вопрос, находятся ли в братской могиле вместе останки большевиков и белогвардейцев. На фотографиях разных лет мы видели то присутствие могилы, то ее отсутствие. Зачем бы это надо было делать? Значит, основания были, если «засмущались» городские власти и ночью убрали основную плиту.
Мы продолжаем поиск также и живых свидетелей, но пока из найденных подтвердить или опровергнуть эту версию никто не может. Зато другое направление в нашем поиске принесло очень интересные результаты.
Хорошо известно, что комиссара почты и телеграфа И.П.Пилишкина расстреляли белочехи, Рачимова – солдаты-дезертиры Красной Армии. Ф.И.Миксин был убит 15 июля 1918 года до прихода белых в Чистополь. Кем был убит? Во всех последующих документах и публикациях Миксин погибает от рук белогвардейцев. Но день смерти определяется по-разному:
«15 июля 1918 года был убит председатель Чистопольского революционного комитета, организатор красногвардейских отрядов – военком Миксин Федор Иванович. В период с 1918 г. (с апреля по август) в городе было организовано несколько красногвардейских отрядов. Они дрались самостоятельно под Казанью со стороны Арского направления и по взятии Казани соединились с регулярными войсками РККА» (Материалы Музея уездного города, папка 154, с.4–5).
Попытаемся разобраться. В ходе работы с документами вышла такая картина.
Утром 15 июля 1918 года по приказу Миксина расстрелян Павел Галкин. До этого он был арестован и препровожден для проведения следствия в тюрьму. Единоличным решением военкома Миксина этот приказ был отменен и П.Галкина расстреляли. Вечером того же дня брат П.Галкина – Лев застрелил Миксина. Никаких волнений по этому поводу в городе не произошло.
Лев Галкин даже не был арестован. 17 июля состоялись похороны: скромные Миксина и помпезные, со стрельбой – Павла Галкина. С 6 по 30 августа в Чистополе находились войска Комуча. Следствием их присутствия в городе стало первое захоронение на городской площади погибших большевиков. Туда же с кладбища были перенесены останки военкома Миксина и комиссара почты и телеграфа Пилишкина и сооружен памятник. Что нам известно об этих людях и об атмосфере в городе?
Федор Иванович Миксин родился в Чистополе в 1886 году. Отец его был кровельщиком, нанимался на сдельную работу. В шесть лет Федор лишился отца. В 1905 году Миксин уходит на службу в армию. Попадает на знаменитый броненосец «Потемкин», где и становится участником восстания. Миксину удалось избежать расправы после подавления восстания, что само по себе довольно странно. Во время Первой мировой войны находился в солдатских окопах. В начале 1918 года Миксин из Казани решением губкома был направлен в Чистополь и назначен председателем революционного комитета партии большевиков. Еще в апреле 1917 года в город приезжают большевики: Илья Гуськов – член РСДРП(б) с 1912 года, Георгий Корнилов – член партии с 1917 года, а из Петрограда приехал Василий Бажанов. Вокруг них собирается кружок рабочих Проваторовского завода и кустарей.
Чистопольская организация РСДРП(б) официально объединяла не более десяти человек. Между Миксиным, Гуськовым, Корниловым, Бажановым взаимопонимания не было.
О большевиках в городе мало кто слышал. Среди чистопольской интеллигенции большим влиянием тогда пользовались эсеры. В Петрограде совершалась революция, но в городе власть Советов еще не утвердилась. Состоявшийся 30 ноября 1917 года II Крестьянский съезд избрал Исполком Совета крестьянских депутатов. Большинство мест в нем получили эсеры. Возглавил его эсер Савинков.
Среди купечества, торгового люда были распространены черносотенные настроения.
Теперь несколько слов о братьях Галкиных. Известно, что большевики, стремясь к власти, использовали поддержку криминальных элементов. Оба брата были из разряда таких людей. У Льва была кличка «Ванька-Самарка».
Уголовники создавали в стране хаос, что позволяло большевикам успешно проводить свою линию. Криминальный контингент намеренно вооружили, создавая главную ударную силу по проведению контрибуций. Человек с деформированным правовым сознанием – это феномен революционных потрясений. Именно так можно охарактеризовать членов отряда революционных «моряков», созданного в Чистополе весной 1918 года и предназначенного для выбивания контрибуций с купцов и помещиков. Наплевательское отношение к начальникам, стрельба в пьяном виде, грабеж проходящих по Каме пассажирских судов, спекуляция, взятки – вот неполный перечень дел так называемых «матросов». Типичными представителями этого отряда были братья Галкины. Следует учесть, что Миксин и Галкины являлись дальними родственниками, но отношения у них были натянутые. Любопытная деталь: незадолго до убийства в подвале магазина купца Маклакова обнаружена неожиданная находка – ящики с вином, которое Миксин реквизировал. Реакция со стороны «моряков» – зависть и возмущение.
А теперь попробуем показать, как в 50-е годы в немногочисленной историографии подается факт убийства Миксина.
В статье А.Каткова в газете «Знамя коммунизма» за 1957 год читаем: «В июне 1918 г. в Поволжье появляются белочехи. Чистополь находится под угрозой. Миксин применяет экстренные меры по организации отпора интервентам. 15 июля 1918 г. оборвалась жизнь пламенного большевика, военного комиссара Миксина. В Чистополе внутри отряда моряков находились разнузданные элементы. Они дискредитировали мероприятия Советской власти, вносили дезорганизацию, занимались террором. Находясь накануне полного разоблачения, они совершили зверское убийство. Трудящиеся свято чтут память стойкого революционера, пламенного большевика-ленинца» (Материалы Музея уездного города, папка 154.).
Что за «разнузданные элементы», мы догадываемся – это, конечно же, Галкины. Но они и другие «моряки» из отряда занимались террором с разрешения и согласия самих же большевиков.
Всякое революционное движение нуждается в денежных средствах. Еще Бакунин, мечтая о русской революции, возлагал свои надежды на русский преступный мир. Уже в 1905–1906 годах некоторые революционные партии перешли к «экспроприациям», т.е. к ограблениям с убийством и к прижизненным и посмертным вымогательствам. В страшные 1917–1920 годы смешалось все. Людей грабили, а грабители уверяли, что они «грабят награбленное». В марте 1917 года Временное правительство амнистировало уголовников, считая их, по-видимому, нелегальными борцами против имущественной несправедливости, которые совершали свои уголовные деяния якобы вследствие отсутствия в стране свободы и равенства. Преступный мир покинул тюрьмы, привычные жители тюрем влились в революцию.
Но еще более интригующую информацию находим в книге А.М.Валеева «Освобождение Татарии от интервентов и белогвардейцев в 1918 году»:
«20 июля(!) 1918 года состоялся VI Чрезвычайный Чистопольский крестьянский съезд Советов. Он был созван “левоэсеровским” большинством уездного совдепа с целью захвата власти в Чистополе. 21–23 июля “левоэсеровские” вожаки после соответствующих докладов по текущему моменту и продовольственному вопросу провели антисоветские резолюции, требовавшие отмены хлебной монополии и ленинского декрета об организации комбедов… Большевики призвали трудящихся уезда не поддаваться контрреволюционной агитации “левых” эсеров… Вскоре после съезда эсеры, меньшевики, троцкисты, буржуазные националисты предприняли попытку произвести контрреволюционный переворот с помощью анархически настроенных матросов, прибывших в Чистополь. С этой целью они убили военного комиссара, председателя Чистопольской Чрезвычайной комиссии большевика Миксина. Однако попытка переворота была тут же раскрыта и ликвидирована при помощи верных пролетарской революции матросов Петрограда» (Валеев А.М. Освобождение Татарии от интервентов и белогвардейцев в 1918 году. Казань: Таткнигоиздат, 1957. С.31–32.).
Что ни слово, то ложь, впрочем, вполне закономерная. О каком перевороте может идти речь, если реальная власть в городе уже находилась в руках эсеров-интернационалистов?
В тот период в Чистополе отношения между эсерами и большевиками были толерантными и даже с налетом некоторой семейственности. Городок небольшой, все друг друга знали, определенный авторитет эсеров давно сложился.
Бросается в глаза несоответствие дня убийства Ф.И.Миксина (15 июля) – мифу. У Валеева это должно было бы произойти после 20 июля (21, 22, 23 июля). Но стоит ли полемизировать с ангажированной фальсификацией? Вероятно, все же стоит, если удастся увидеть и показать сам механизм фальсификации как способа создания конкретного мифа.
Попытаемся рассмотреть валеевскую версию происходивших событий. Предположим, что это опечатка. Не 20 июля, а 20 июня? Но нет, тоже не сходится. Несколькими страницами раньше мы читаем:
«В.И.Ленин на VII съезде партии, в марте 1919 года, говорил, что “…только летом 1918 г. началась настоящая пролетарская революция в деревне… Первым этапом было взятие власти в городе, установление советской формы правления. Вторым этапом было… выделение в деревне пролетарских и полупролетарских элементов, сплочение их с городским пролетариатом для борьбы против буржуазии в деревне” (Соч., т.29, с.180). Второй этап наступил в момент открытия V съезда Советов. На этом съезде, собравшемся в Москве 4 июля 1918 года, левые эсеры повели ожесточенную борьбу против Коммунистической партии, всеми силами стремясь защитить кулаков…» (Валеев А.М. Указ. соч. С.23.). Значит, VI Чрезвычайный Чистопольский крестьянский съезд Советов не мог состояться 20 июня, т.е. до 4 июля. Следовательно, Валеев неверно определяет время убийства Ф.И.Миксина и, конечно же, ошибочно трактует мотивы убийства. Достаточно найти в архиве нужные документы, чтобы не сомневаться, что убийство произошло именно 15 июля. А чтобы понять, почему это произошло, необходимо представить себе как общую ситуацию в стране, так и конкретную обстановку в городе.
Печатается с сокращениями
Окончание следует
4 октября 2016 года Минюст РФ внес Международный Мемориал в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».
Мы обжалуем это решение в суде