Экскурсовод — это ладно, этому учат. Но ведь в принципе многим, очень многим свойственно переживать самые разные события самых разных эпох так, как будто все это было «минут пятнадцать тому назад».
Отказ от понимания истории как школы, где сначала учатся читать, писать и считать, а потом переходят ко все более и более сложным задачам, превращает коммунальное тело общества и государства в вечного второгодника, каждый год заново осваивающего, но так и не освоившего чтение и письмо.
Да что там поэт Евтушенко, если до сих пор до наших ушей доносятся взвинченные голоса, яростно спорящие на животрепещущую тему: «„Черный квадрат“ — это искусство или не искусство?»
Я, право, не знаю, какая «нам» нужна история. Мне кажется, что тяжкий и поучительный опыт мировой истории, истории цивилизованного человечества учит тому, что настоящая история — это история людей, конкретных людей, история приватного человека, выстрадавшего свое право на статус главного субъекта истории.
«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.
Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»