Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

01.06.2017 | Нешкольная история

Судьба ленинградки… Часть 1

о Галине Генриховой, обычной советской девушке

публикация:

Стенгазета


Автор: Светлана Семунина, на момент написания работы ученица 11 класса школы №233, г. Санкт-Петербург. Научный руководитель Анжелика Александровна Войт. 3-я премия XVII Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», Международный Мемориал

Мы часто слышим слова из стихотворения Ольги Берггольц: «Никто не забыт – ничто не забыто». Но так ли это? Многие герои войны отмечены государственными наградами, их подвиги воспеты в песнях и стихах, истории напечатаны в книгах и газетах, но были и те, о чьих подвигах знают только самые близкие. К сожалению, есть много незаслуженно забытых имен, людей, событий.
Я считаю, что наша задача не только сохранить эту память для будущих потомков, но и попытаться помочь в устранении «белых пятен» в истории кровопролитной войны.

В своей работе я расскажу о Галине Генриховой. Это обычная советская девушка, жительница Ленинграда. Именно эти слова пришли мне в голову, когда я первый раз увидела материалы о ней в школьном музее «История детского движения Красногвардейского района». Их было немного, среди них:

– написанная кем-то от руки очень короткая биография

– зачетная книжка

– удостоверение об окончании курсов медсестер 1941 г.

– «Красная тетрадь» (тетрадь со стихами)

– удостоверение редакции газеты «Смена» 1944 г. о том, что Галина является ее сотрудником

– газета «Ленинградский университет» от 11 мая 1945, где опубликованы стихотворения Галины о Победе.
Эти материалы касались только военного периода в жизни Галины, но они меня потрясли! Девушка, инвалид, сражающаяся на полях войны?!

Никогда в жизни я не слышала подобной истории и решила окончательно начать собственные поиски, ведь очень сильно хотелось узнать о ней больше, найти ее родственников и выразить им свое восхищение, отдать дань памяти девушки!

Вот что мне удалось узнать.

Галина Ивановна Генрихова родилась 30 января 1922 года. Жила в Центральном районе на улице Моховой в доме 22.

Иван Федорович, отец Гали, был рабочим до революции, добровольцем Гражданской войны. С 1925 года работал на партийно-административной работе и органах просвещения, был членом Ленинградского совета XIII созыва. В июле 1941 года ушел добровольцем в Народное ополчение (ЛАНО). После ранения стал инвалидом II группы. Мать была фельдшером.
У девушки с детства были проблемы со здоровьем. В два года она стала инвалидом ІІ группы. У нее был искусственный пищевод. Несмотря на это, судя по всему, Галина была очень жизнерадостным человеком!

Нам, живущим сейчас, трудно представить, каким было детство Галины, детство 30-х годов. К сожалению, сама Галя на этот вопрос ответить не может. Возможно, оно было похоже на то, каким описал свое довоенное детство Даниил Гранин в книге «Ленинградский каталог»: «…больше всего времени мы проводили во дворе. Во дворе все друг друга знали, и с удовольствием обсуждали других жильцов. Во дворе водились разные компании, и они все объединялись против другого двора. Чужой двор был плохой, свой – хороший.

Девочки обычно играли в куклы. Правда, настоящие куклы были очень дорогими, поэтому они нянчили матерчатых матрешек, возились с бумажными куклами, которые сами рисовали и вырезали с ручками, ножками, вырезали для них платья. Самое интересное было создать для своей куклы гардероб платьев, раскрасить их цветными карандашами. Да еще и пальто, манто, шубы-все что угодно!»
В 1930 году Галина поступила в среднюю десятилетнюю школу № 7 Красногвардейского района. Школа, в которой училась Галина, не была обычной.

Она была построена в 1869 году при доме призрения Андрея Ивановича Тименкова и Василия Александровича Фролова. Через полвека после постройки в здании была открыта 7-я женская гимназия, где и училась Галя.

В школе она начинает проявлять интерес к литературе, знакомится с творчеством Анны Ахматовой и других поэтов Серебряного века. Но ее первые стихи, опубликованные в газете «Ленинские искры» 6 ноября 1936 года, в духе того времени называются «Вождю»:

Великий Сталин! Вождь всего народа!

Дорога широка перед тобой.

Восславил с Лениным свободу

И с ним ты шел в последний бой...

Галина принимала участие во встрече детей из Испании. Об этом она вместе с товарищами написала в газету «Ленинские искры» 15 ноября 1936 г.: «10 ноября, когда вы вступили на почву города Ленина, мы встречали Вас с радостью в сердцах. Когда Вы вышли из вокзала, в воздухе раздалось громкое “ура!” Это “ура” не так сильно звучало, как наши чувства.
Нам, пионерам, хочется сказать сынам героической Испании что-то теплое, светлое, чего мы даже не можем выразить словами, но Вы нас поймете.

Скоро Вы опять поедете в Испанию, чтобы бороться с подлыми поработителями испанского народа. Когда Вы вступите на землю Испании, передайте трудящимся наш искренний пионерский привет!»

К сожалению, в подшивках за 1936–1940 годы не нашлось других стихотворений Галины. В 30-е годы газета «Ленинские искры» часто устраивала Городской конкурс по литературе. Галина принимает в таком конкурсе участие и оказывается в числе победителей. В этом конкурсе участвовало несколько тысяч человек, а премии присуждались лишь десятой части детей. Именно их зачисляли в специальный Детский Литературный университет (позже Дом Детской литературы и Дом литературного воспитания).

Вот что писал о Доме детского воспитания Самуил Маршак, один из его создателей: «К нам в Союз писателей были присланы многочисленные рукописи поэтов-школьников... Из круга юных авторов, представленных к премиям, я с моими товарищами по работе отобрал человек 50–60. Перед нами встал вопрос: как помочь дальнейшему развитию этих талантливых детей? ... Для ребят, получивших премии по литературе, была создана хорошая библиотека-читальня. При ней было организовано нечто вроде детского клуба, где читались и отдельные лекции по различным научным дисциплинам, и целые циклы лекций по литературе, истории и т. д.
Задачей этих лекций было вызвать у ребят интерес к тем наукам, с начатками которых они знакомятся в школе».

Встречи в этом необычном университете проводились два раза в неделю. Для общих занятий дети были разбиты на две возрастные группы: в университете обучались школьники от 5-го до 10 классов, от 12 до 17–18 лет. Творческие занятия проводились обычно для всех вместе. Их вел сам Самуил Яковлевич Маршак. Авторы читали свои стихотворения, и все вместе их разбирали. Самуил Яковлевич выносил на суд и собственные стихотворения, хотя соглашался с критикой редко. Но больше всего удовольствия ребята получали от самого общения с Маршаком.

По воскресеньям для воспитанников университета устраивались экскурсии в Эрмитаж, где они изучали отдел за отделом, начиная с искусства древнего Египта.

Для ребят проводились и лекции-концерты в Детском Литературном университете, и эпизодические лекции. Летом ребята отправлялись в поездки по стране.
В архиве нашего музея сохранилась фотография от 12 июля 1939 года, где изображена Галина в окружении пяти молодых людей. Может быть, эта фотография была сделана во время поездки по стране?

С. Я. Маршак говорил о своих воспитанниках: «Не знаю, многие ли из них всецело посвятят себя литературному искусству. Быть может, их пафос, наблюдательность, настоящее поэтическое вдохновение уйдут в другое русло». Действительно, из всех воспитанников ДДЛ немногие стали литераторами: Лев Друскин, Леонид Хаустов, Надежда Полякова, Георгий Капралов. Большинство избрало себе другие профессии, но тяга к литературе оставалась у многих.

Меня волновал вопрос: почему Галина пошла на юридический факультет, а не на филологический? Одно из объяснений можно найти в том, что так настоятельно советовали в Доме детской литературы: «От литературы литературы не бывает. Если хотите писать, приобретайте другую профессию, она даст необходимый жизненный опыт». Вполне вероятно, что Галина, как и многие другие, послушалась такого же совета.
За три года до окончания школы Галю принимают в комсомол в Калининском райкоме ВЛКСМ г. Ленинграда. В архиве нашего музея сохранилась фотокопия комсомольского билета Галины.

На другой стороне своего комсомольского билета Галя выписала слова Максима Горького: «Не жалей себя – это самая красивая, самая гордая мудрость на свете. Да здравствует человек, который не умеет жалеть себя! Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные выберут первую, мужественные и щедрые – вторую». Я думаю, эти слова стали девизом девушки по жизни.

В 1940 году Галина окончила школу и Детский Литературный университет. Она сдала все экзамены со средней оценкой 4,5 балла (довольно хороший результат) и поступила в 1-й Ленинградский Юридический университет. Он размещался на улице Смольного, дом 1/3. В июне 1941 году оба юридических института с сохранением всех прежних помещений были объединены в единый Ленинградский юридический институт (ЛЮИ) имени М. И. Калинина.

Печатается с сокращениями

Продолжение следует

4 октября 2016 года Минюст РФ внес Международный Мемориал в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».
Мы обжалуем это решение в суде









Рекомендованные материалы


Стенгазета

Ударим всеобучем по врагу! Часть 2

Алатырские дети шефствовали над ранеными. Помогали фронтовикам, многие из которых были малограмотны, писать письма, читали им вслух, устраивали самодеятельные концерты. Для нужд госпиталей учащиеся собирали пузырьки, мелкую посуду, ветошь.

Стенгазета

Ударим всеобучем по врагу! Часть 1

Приезжим помогала не только школьная администрация, но и учащиеся: собирали теплые вещи, обувь, школьные принадлежности, книги. Но, судя по протоколам педсоветов, отношение между местными и эвакуированными школьниками не всегда было безоблачным.