Светлана Зверева
Александр Т. во время срочной службы
16.02.2017 | Нешкольная история
Они войну не выбирали. Часть 2Мои земляки в Чечне
Автор: Светлана Зверева, на момент написания студентка 1-го курса Тверского государственного медицинского университета, г. Лихославль, Тверская область. Научный руководитель Светлана Владимировна Зверева. 1-я премия XVII Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», Международный Мемориал
Недалеко от Грозного была расположена радиовышка, которую Сашин взвод должен был охранять. В высохшей земле выкопали блиндажи. Глубина была всего полметра, потому что копать было очень трудно. Когда начался обстрел, один из снарядов прорвал плащ-палатку.
С поста менялись через 3 часа, до казармы всего 500 м по открытому месту, прежде чем меняться – мы ракетницу пускали, чтобы проверить, не успели ли боевики растяжки поставить.
Меня интересовал вопрос взаимоотношений с местным населением, и опять в воспоминаниях моих собеседников было много общего.
Вообще я хочу сказать, что и взрослые и дети не хотели, чтобы мы находились в Чечне. Чуть что, кричали: “Убирайтесь!”, особенно, когда мы колонной за хлебом в Хасавьюрт ездили».
Александр Т. тоже «не разбогател» на войне: «В полку объявили, что нам льготы положены – 50% стоимость проезда, 50% ЖКХ, но после демобилизации дома заявили, что никаких льгот, в области денег нет».
«Со мной все нормально, жив, здоров, погода у нас + 30. Скоро наш батальон уезжает на «Чеченско-грузинскую» границу, но вы не волнуйтесь, всё будет хорошо, но толком еще ничего неизвестно.
Письма Максима – обычные для двадцатилетнего юноши, он спрашивает о здоровье родителей, о сестренке, о друзьях, о даче, на которую раньше ездил с родителями. Читая его письма, понимаешь, что, несмотря на то, что пришлось пережить в Чечне, он всё еще мальчишка.
Алатырские дети шефствовали над ранеными. Помогали фронтовикам, многие из которых были малограмотны, писать письма, читали им вслух, устраивали самодеятельные концерты. Для нужд госпиталей учащиеся собирали пузырьки, мелкую посуду, ветошь.
Приезжим помогала не только школьная администрация, но и учащиеся: собирали теплые вещи, обувь, школьные принадлежности, книги. Но, судя по протоколам педсоветов, отношение между местными и эвакуированными школьниками не всегда было безоблачным.