Автор: Аксинья Козолупенко, на момент написания работы ученица 11 класса гимназии №1, г.Кумертау, Республика Башкортостан. Научный руководитель Козолупенко Александр Романович. 3-я премия VI Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», Международный Мемориал
Бей врага на его территории.
– Я на войну с 18 лет попал и сразу в разведку. В разведке закон простой – или ты его или он тебя. Я только в рукопашных 14 фрицев кончал – за что и ордена имею, их на войне просто так не дают (два ордена Славы, четыре медали «За Отвагу» и еще медали за взятие разных городов). С фронта вернулся – молодой, красивый, стал шофером работать, женился, а жизни нет… Как ночь приходит – так лезут они со всех углов с ножами. Пробовал я таблетки-порошки всякие, водкой спасался, но ничего не помогало. Однажды послали меня с инженером за запчастями в Александровку (п. Александровка Оренбургской области – немецкая деревня). Приехали поздно, инженер спать лег, а я «Татаренка» на грудь взял и в клуб пошел. По переулку иду – меня как током дернуло: речь знакомая за забором! Я через забор птицей перелетел, и пошла у нас полосовня! Всю ночь война шла с переменным успехом, а утром пришлось отступать из деревни спешным порядком вместе с инженером – ему тоже перепало. С машины меня после этого с треском сняли, но спать я стал нормально – без кошмаров… Я потом еще туда на мотоцикле ездил – мировую с ними пить: люди как люди, видно ночью фашисты привиделись…
Примечание: Лежит ли ответственность на современных немцах и японцах за военные преступления их дедов?
|
Да (%) |
Нет (%) |
Село |
26 |
74 |
Город |
18 |
82 |
«Башкиренок», «Татаренок», «Чувашенок» и т.д.– так называют в наших краях четвертинку водки люди разной национальности.
Что в имени тебе моем
В книге регистрации рождений нашего поселка каких только имен нет! Георгиев много в послевоенные годы – в честь Жукова, Юрой стали ребят часто называть после полета Гагарина, Валей – девчат, после полета Терешковой. После сериалов Изауры, Лауры, Матильды пошли. А вот имя Дамир – ДАешь МИровую Революцию, появилось в 20-е годы и с тех пор стабильно присутствует во всей книге до настоящих дней. Красивое тюркское имя осталось памятью о тех днях. Некоторые имена берут своим детям и христиане и мусульмане: Руслан, Альберт, Артур, Максим, Роман, Марат, Диана, Юлия, Светлана, Софья, Маргарита, Рая.
Транснационал
– У него мать чувашка была, а отец татарин. Когда паспорт пришло время получать, то песню пели на весь Союз по радио: «По-армянски я Вано, а по-русски – Ваня». Как-то стеснялись в те времена и имен и национальностей нерусских. В паспорте он себе национальность «русский» сделал, а когда знакомился, то Мишей представлялся. В Казанский ВУЗ поступал – изменил национальность на татарскую и снова Мухаметом стал – как при рождении. В Башкирии работать начал – перекрестился в башкирина и имя пророка взял – Мухаммед, так быстрее карьеру делать можно было. Сейчас от налоговой службы в Тыву убежал – видно справил новую себе национальность.
ПРИМЕЧАНИЕ: Как ты определяешь свою национальную принадлежность?
|
По родителям (%) |
По языку общения(%) |
По языку мышления(%) |
По религии(%) |
По обычаям(%) |
Село |
40 |
20 |
20 |
15 |
5 |
Город |
30 |
25 |
40 |
5 |
0 |
Воистину Байрам
В нашем поселке никогда не было церкви или мечети и к вопросам религии жители до сих пор относятся весьма просто. Ребятишки всех национальностей давно уже ходят на Пасху по дворам славить Христа. Взрослые говорят друг другу, в зависимости от праздника, не только «Христос воскрес! Воистину воскрес!», но и «Курбан Байрам! Воистину Байрам!»
Примечание:
|
Сохранятся ли в XXI веке все современные религии |
Исчезнет ли в XXI веке религия |
Появится ли в XXI веке одна мировая религия |
Село |
Да (30%) |
Да (10%) |
Да (60%) |
Город |
Да (20%) |
Да (5%) |
Да (75%) |
Теория относительности
Старая доярка Рашида-апа, которой за ударную работу когда-то вручали орден в Уфе, всегда с волнением вспоминала о том, как в Уфе, после награждения, всех награжденных водили в театр. Совсем недавно Рашида-апа узнала случайно, что в те далекие годы некоторых репрессированных артистов-москвичей ссылали из Москвы на поселение в Уфу, и она могла этих артистов видеть в театре на представлении. Старушка очень сильно огорчилась: «Меня парторг целый месяц дрессировал, как себя вести и что мне делать и говорить два дня в Уфе, в театре я всего три часа была, потом назад поехала в деревню, на всю оставшуюся жизнь – под коров в навоз. Знала бы – и в передовые не лезла, и парторгу скалкой по башке дала, чтоб не приставал, глядишь – вместе с артистами поселили и меня, как врага народа, в Уфе, работала бы в театре».
Урок словесности
Учителя нескольких школ возвращались на тракторных санях с январской районной конференции. Мордовская, татарская и башкирская деревни, как бусины, были нанизаны на дорогу в Свободу. Мороз был за двадцать градусов, поэтому все без исключения грелись градусами. За ними бегать далеко не нужно было: спрыгни с саней, подожди следующего трактора (в 50-е годы зимой ездили только обозами). Этот трактор в рабкооп полные сани водки везет: отдай деньги товароведу, бери пол-литра и быстрым шагом догоняй свои сани. Трактора по бездорожью медленно ходили и как корабли: вверх-вниз, вверх-вниз по ухабам. Градусы не только греют, но и языки развязывают, вот уже в санях разговор пошел на разных языках. Говорят в основном учителя – мужчины, каждый на своем языке, но периодически ругают бездорожье по-русски, что не совсем нравится русским пассажиркам. Как тактично отучить ругаться – никто быстро не придумает. Вдруг, после прыжка саней с крутого ухаба, учитель русского языка Федор Никифорович начинает виртуозно материть плохую дорогу на всех местных языках, кроме русского. Его начинают стыдить женщины-националки, в ответ им Федор Никифорович кротко замечает: «Ваши мужчины выражают вслух мысли русских женщин о дороге, а я решил огласить и ваши мысли». Все смеются и прекращают ругаться на всех языках.
Сатанизация всей страны
В советское время сначала дворян, купцов, духовенство, казачество в стране выбили, как по наущению чьему-то. Потом кулачество, офицеров, интеллигенцию. Затем стали народ и страну нашу как бы перекармливать гегемонией пролетариата. Пичкали, пичкали, и такое отвращение сейчас к рабочему классу и крестьянству, к труду на заводе или в поле появилось, особенно у молодых, — просто жуть берет! За сто лет отбили уважение ко всем сословиям и классам, к честному труду. Сейчас черед искусству, нациям и семье настал. Какое искусство по чертовому ящику показывают, говорить не буду – сама видишь. Чистопородных наций сейчас нет и в помине – все мы давно дворняжки, хоть и изображаем из себя доберман-пинчеров и английских догов. Так это еще бравый солдат Швейк собакам родословные составлять умел – только деньги плати. А что с семьей происходит? Семья неполная, семья шведская, розовая, голубая… Я читал про семью, в которой оба супруга изменили свой пол на противоположный. Папа стал мамой, мама – папой. О душах детей в это время никто и не думает. Что про нее говорить – душа человеческая еще со времен Адама служит для вышних сил разменной монетой. Господь Бог разные степени защиты к душе человеческой пытался применить. Одноплеменники, единоверцы, кровники, искусство, любовь – все это душу должно было оберегать и защищать от разрушения, пока она с телом на земле обретается. Дьявол уже почти всю эту защиту или разрушил, или подменил. Сейчас терроризмом разные религии поссорить хочет, последнюю защиту души – веру – расколоть…
Заключение
Пока я делала работу, то перечитала её раз 20 или больше и поняла очевидную истину, что межнациональные отношения в ХХ веке, если их очистить от политики и религии – это всего лишь взаимоотношения, в которых участвовали:
- Мужчина – мужчина;
- Мужчина – женщина;
- Женщина – женщина.
Первый тип – дружба или вражда, второй – любовь или ненависть, а вот третий тип взаимоотношений своего рода terra incognita. Сохранятся нации – сохранятся и межнациональные отношения. Видимо такие взаимоотношения сохранятся надолго, иначе человечеству придется сознаться в своих пороках, а не списывать их на другие нации. Но как бы они не назывались, при благоприятном исходе таких отношений должен появиться мой пра–пра–пра–пра–пра–правнук, портрет которого смотрит на меня со стены – его нарисовали мне друзьями с биофака: смуглый, невысокого роста, нос приплюснутый; глаза черные с узким разрезом; волос жесткий, прямой, черный. Он совершенно не похож на меня внешне, но он широко улыбается, совсем как его предки. Ибо если мы, его предки, сумели выжить, потому что смеялись, то с теми проблемами, которые он получит от нас в наследство (а он их обязательно получит!), ему нужно хохотать день и ночь. Оберегай его, Господи, от пессимизма. И сохрани ему чувство юмора. Аминь.
4 октября 2016 года Минюст РФ внес Международный Мемориал в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».
Мы обжалуем это решение в суде.