Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

20.10.2016 | Нешкольная история

Род Хетчиковых в истории деревни Огурцы. Часть 1

Воспоминания старожилов деревни

публикация:

Стенгазета


Автор: Алина Хетчикова, на момент написания работы ученица 10 класса школы №3, п. Абан, Красноярский край. Научный руководитель Валентина Захаровна Бельская. 3-я премия XVII Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», Международный Мемориал

Географическое положение и современное состояние деревни Огурцы

В настоящее время на территории Абанского района зарегистрировано 64 населённых пункта. Одним из них является деревня Огурцы Устьянского сельского совета – родина моих предков Хетчиковых. Деревня расположена на левом берегу реки Усолка и состоит всего лишь из одной улицы длиною в 3 км с названием «Береговая». Примерно в 500 м от центра деревни находится кладбище, где можно увидеть старые надгробия с древними надписями, что говорит о том, что деревня образовалась давно.

Каждый раз, когда я летом приезжаю в Огурцы к своей бабушке, то хожу с ней в лес за ягодами и грибами, купаюсь в речке, ем уху из рыбы, пойманной дедом. Во время своих прогулок по деревне я изучаю ее окрестности.
Многие дома стоят полуразрушенными, в них никто не живёт. В конце деревни, когда-то была хорошая мельница, но сейчас здесь ничего нет. В Огурцах в настоящее время даже магазина нет.

Зато у многих жителей есть машины, на которых они ездят закупать продукты и товары в Устьянск, Абан, Канск. Сказать, что в деревне совсем пусто – нельзя. Около домов и в округе свободно гуляют большие выводки свиней, пасутся лошади, а в Усолке купаются дикие и домашние утки и гуси. В настоящее время я насчитала 34 дома, в которых проживает 68 человек среднего и пожилого возраста, из них 19 человек по фамилии Хетчиковы. Долгожительница деревни – моя родственница, баба Арина Хетчикова. Почти сто лет она является участницей истории Огурцов. Мне всегда нравилось слушать рассказы моей бабушки о прошлом этой деревни со смешным названием, необычными именами, говором, кличками. Например, Хетчиковых в деревне называют «Гуралями», у других жителей тоже есть клички, некоторых называют «Негры», «Хрынька», «Хас», «Невские». Только здесь я услышала, что имя Гоши (Егора) звучит, как Готя, а уху из местной речной рыбы здесь называют «шурпой». Мне стало интересно узнать историю заселения и развития деревни Огурцы

Рассказы моих родственников и архивные сведения об истории образования деревни и основателях рода Хетчиковых
По рассказам моих родственников, первыми поселенцами деревни Огурцы были «великороссы» (в Сибири их называли «чалдонами»).

Валентина Фарафоновна Воронина об этом рассказала так: «…В речке было много рыбы и дичи. Даже гагары водили своих гагарят через деревню купаться, и никто в них не стрелял. Уток тоже было много. Гнёзда они вили в полях, выводили там утят и тоже свободно водили их к Усолке прямо по деревне». Населённые пункты Устьянск и Огурцы образовали чалдоны (великороссы), приплывшие по реке Усолке с Троицкого сользавода Тасеевской волости, чтобы основать здесь заимки для выпаса скотины и земледелия. Согласно архивному документу «Сведения о времени образования населенных пунктов Абанского района Красноярского края» на 1985 год, деревня Огурцы образовалась в 1722 году. Есть и другая дата, связанная с образованием деревни Огурцы. В «Памятной книжке Енисейской губернии» на 1903 год, в «Ведомости о ходе водворения переселенцев по Енисейской губернии на 1902 год» в Канском уезде Устьянской волости упоминается деревня «Огурцовская» и деревня «Хетчикова» на речке Усолке. Деревня Хетчикова ведет свое название от переселенческого участка Хетчикова, образованного хуторянами-переселенцами Хетчиковыми в 1896 году.
Таким образом, можно предположить, что нынешняя деревня Огурцы была образована как чалдонами («великороссами») в ХVIII веке, так и переселенцами – «самоходами» по Столыпинской реформе в конце ХIХ века.

Чалдонское происхождение основателей деревни можно доказать тем, что до сих пор в речи старожилов можно услышать своеобразное произношение некоторых слов и звуков: делат (делает), работат (работает), играт (играет), ишшо (ещё), чо (что). Мать Михаила Егоровича Репкина, работавшего в 80-е главным редактором районной газеты «Красное знамя», пела частушку про чалдонов:

Самоходы – виноходы,

А чалдоны – рысаки,

Самоходы носят лапти,

А чалдоны – сапоги!

Так как первопроходцы плыли без женщин, то им приходилось брать в жены местных асанок (жители прибрежных территорий речки Усолки) и вести оседлый образ жизни. Одним из старожилов в «Похозяйственной книге деревни Огурцы» за 1936 год назван поляк Матвей (Матеус) Янчик, 1843 года рождения. По воспоминаниям его правнука, Виктора Антоновича Янчика, Матеус прожил 114 лет.
Был он очень интересной, хитроватой личностью, с яркой и веселой жизнью. В Огурцы попал как политический ссыльный во второй половине ХIХ века. Про Матеуса в деревне ходили анекдоты.

Я услышала, например, такую историю. Матеус, будучи ссыльным, батрачил на хозяина. Тот его обижал и не рассчитывал за работу. Матеус пас стадо коров, в котором однажды хозяин не досчитался одной коровы, хотя с поля пастух пригнал всех. Куда пропала корова – никто не мог понять, потому что нигде не было следов животного, которое украли со двора. Через много лет люди догадались, что корову увел сам пастух Янчик, обув ее в лапти. Такого никто даже предположить не мог. Продав корову, Матеус отомстил жадному хозяину и сам себе сделал расчёт.

Рассказы жителей о своеобразии деревни

По рассказам Г. Г. Ворониной и Т. И. Добрыниной, улица длиною в 4–5 км всегда была одна и делилась на три части. От въезда до первого моста – «Хохлатчина», здесь жило много украинцев (хохлов). Центральная часть – «Заимщина». Здесь, от первого моста через Усолку до второго моста – располагались три заимки: Григория Голузина (он был бригадиром), заимка братьев Егора и Сергея Володиных, живших напротив друг друга, и заимка Егора Протасовича Хетчикова.
В центральной части жили: немцы Майеры, Василий Хетчиков, Власов, Лицигевич, которые работали бригадирами в лесосеке в Каторжанке (за Бирюсой).

Третья часть деревни, от второго моста до края, где находилась мельница, называлась «Махновщина», потому что здесь жители почему-то часто дрались. Характерной особенностью деревни было то, что родственники строили дома рядом. В центре деревни находились изба-читальня, здание сельского совета, контора колхоза «Вторая пятилетка», школа. На горе на правом берегу Усолки располагалась коммуна «Политотделец». Коммуна отличалась от колхоза тем, что все имущество было общим, не только инвентарь, но и одежда. Коммунары имели общую столовую и все ходили туда есть из общего котла.
Тамара Ивановна Добрынина рассказала, что на мосту через Усолку, который соединял две части деревни, Огурцы и Политодел, проходили вечёрки, и молодежь танцевала под гармошку и патефон.

В деревне жила ее бабушка. Варвара Григорьевна. Дед, Денис Соколов, был грамотным человеком и до революции работал писарем в Устьянской волостной управе, а поэтому детей бабушки, в том числе и мать Тамары Ивановны, никто по фамилии не звал, а только по кличке – «писаршины дети». Двоюродная сестра Тамары Ивановны Добрыниной, Брюханова (Брыжова) Мария Николаевна, рассказала о деревне Огурцы следующее: «Деревня Огурцы была большим селом, и являлась центром Огурцовского сельского совета. Дед, Архип Павлович Брыжов, прибыл сюда в кандалах, как каторжанин, очень молодым. Женился на Анне Николаевне Мордовченко. Она была здешней. У них родилось пятеро детей. Старший сын, Иван, работал бригадиром в колхозе «Вторая пятилетка», а на начало войны – председателем Огурцовского сельского совета. С этой должности ушел на фронт и пропал без вести».

Окончание следует

4 октября 2016 года Минюст РФ внес Международный Мемориал в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».
Мы обжалуем это решение в суде.









Рекомендованные материалы


Стенгазета

Ударим всеобучем по врагу! Часть 2

Алатырские дети шефствовали над ранеными. Помогали фронтовикам, многие из которых были малограмотны, писать письма, читали им вслух, устраивали самодеятельные концерты. Для нужд госпиталей учащиеся собирали пузырьки, мелкую посуду, ветошь.

Стенгазета

Ударим всеобучем по врагу! Часть 1

Приезжим помогала не только школьная администрация, но и учащиеся: собирали теплые вещи, обувь, школьные принадлежности, книги. Но, судя по протоколам педсоветов, отношение между местными и эвакуированными школьниками не всегда было безоблачным.