Мария Перевалова
Справка о реабилитации выдана Баумгард Адольфу Яковлевичу
Справка о реабилитации выдана Горр (Баумгард) Ольге Адольфовне
15.10.2015 | Нешкольная история
Другая национальность. Часть 1Отчество, которое пришлось скрывать всю жизнь
Автор: Перевалова Мария. На момент написания работы ученица 11 класса, МБОУ «Лицей №1» г. Усолье-Сибирское, Иркутская область. Научный руководитель Бубнова Нэля Владимировна. 3-я премия XVI Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия – ХХ век», Международный Мемориал
Все эти вопросы стали началом моего исследования, где я попыталась проследить судьбы трех семей: Горр (Баумгард), Шульц (Волошина) и Шефер.
Семья Баумгард не приняла коллективизацию и в 1928 году была в первый раз подвергнута репрессиям, раскулачена и отправлена на проживание в Астрахань. Этому наказанию семья была подвергнута «за отказ вступать в колхоз». По рассказам матери и отца Ольги Адольфовны, только через 3 года проживания в Астрахани семье Баумгард посчастливилось вернуться на родину.
Война с Германией стала для советских немцев большим испытанием. Так как одно слово «немец» стало синонимом слова «фашист». С началом войны немцев стали выселять и направлять на спецпоселения. Режим был очень строгий.
«Меня очень удивила реакция местных жителей», − вспоминает Ольга Адольфовна. «Они думали, что у немцев есть рога, и вообще люди немецкого происхождения отличаются от людей других наций, но, как оказалось, немцы были такие же люди, как и все»
Семья прожила в Токуре до 1945 года. Ольга училась в школе и успела получить образование − закончила два класса. Потом обучение возобновилось в Лево-Рассошинской школе, где Ольга доучилась да 4 класса, а после поступила в школу-интернат посёлка Лукачёк. Было очень тяжело. Ей пришлось терпеть оскорбления, унижения из-за своей национальности.
За долгие 16 лет пребывания на спецпоселении семье Баумгард пришлось столкнуться со многими трудностями, пережить которые смог бы далеко не каждый.
Алатырские дети шефствовали над ранеными. Помогали фронтовикам, многие из которых были малограмотны, писать письма, читали им вслух, устраивали самодеятельные концерты. Для нужд госпиталей учащиеся собирали пузырьки, мелкую посуду, ветошь.
Приезжим помогала не только школьная администрация, но и учащиеся: собирали теплые вещи, обувь, школьные принадлежности, книги. Но, судя по протоколам педсоветов, отношение между местными и эвакуированными школьниками не всегда было безоблачным.