Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

10.05.2011 | Дети / Книги

Зона умеренного климата

Ценность принцессы заключается именно в розовом платье, шёлковых балетках и короне, - а не в каком-то воспитании

Всякий отзыв на новую книгу о принцессах не обходится без слов «очередная», «в последнее время всё больше и больше» и разговора о тенденции. И действительно, в последнее время книжек про принцесс набралось уже на целую библиотеку. Десять лет назад у нас принцессы в детской литературе фигурировали либо в виде классических Спящих Красавиц и Белоснежек, либо в «Энциклопедии для маленьких принцесс», которая, впрочем, к принцессам отношения не имела, зато имела к урокам домоводства, самообороны и утренней гимнастики. Теперь не то: вот например выпущенная издательством «Махаон» серия книг «Сказочные принцессы» итальянской писательницы Сильвии Ронкальи и художниц Елены Темпорин и Сары Нот.

Нынче принцесса просто как метафора девочки, из которой вырастет настоящая женщина, уже никому не нужна, поскольку стало окончательно ясно, что истинная ценность принцессы заключается именно в розовом платье с кринолином, шёлковых балетках и, конечно, короне, - а не в каком-то якобы воспитании.

Тематические книги, альбомы с наклейками и прочие субпродукты стали множиться и множиться. Впрочем, это буйство оттенков розового вскоре стало разбавляться другими принцессами. Родители маленьких девочек, уже изнывающие от принцесс в стиле Барби, с радостью встречали книги шведского автора Пера Густавсона о хулиганских принцессах, в чьём генеалогическом древе явно не обошлось без Пеппи Длинныйчулок, или книгу «Принцессы неизвестные и забытые» Филиппа Лешермейера и Ребекки Дотремер, где можно встретить любознательную принцессу Аль-Фавит или принцессу Амнезию, страдающую понятно чем.

Но принцессы Сильвии Ронкальи не противопоставлены розовым Барби, - скорее уж они противопоставлены бунтаркам и маргиналкам от рода принцессьего, - но сами «Сказочные принцессы» при этом, парадоксальным образом, сахарными куколками не являются.  Каждая из тоненьких глянцевых книжечек «Махаона» посвящена одной принцессе – вредной принцессе, принцессе-почемучке, принцессе-пиратке, принцессе-двоечнице и даже – в чём есть особая самоирония для автора таких книг – принцессе, которая прочла слишком много историй про принцесс. Истории короткие, остроумные – к сожалению, подпорчены неизобретательным и временами халтурным переводом. Чего стоит принцесса Тоска, от которой ждёшь, что она окажется тоскливой плаксой, а на самом деле она просто Tosca – то есть из Тосканы. А иногда прямо посреди текста переводчик пускается в подробные объяснения, что значат на итальянском те или иные слова и имена – лишь бы не обыгрывать их на русский лад. Впрочем, это не мешает «сказочным принцессам» оставаться забавными и смешными сказками с кучей маленьких комических подробностей, вроде лысой как колено няньки, заикающегося гувернёра-полиглота или параноидальной боязни яблочных пирожных у обчитавшейся сказок принцессы Серены. Каждая история рассказывает об одной принцессе и препятствиях, на которые она натолкнулась, добираясь до своего «долго и счастливо». Та же самая Серена, например, была настолько уверена, что всё должно развиваться по классическим сказочным канонам, что в итоге вышла замуж за дрессировщика лягушек – потому что ей показалось, будто в него превратилась поцелованная ею от отчаяния бородавчатая жаба. Другая принцесса – Аличе, по прозвищу «А-почему» задавала так много вопросов, что в конце концов доспрашивалась до природы любви, и только заклятие молчания помогло ей  удачно выйти замуж. И так далее.

Иллюстрации Елены Темпорин и Сары Нот забавные и милые, но вполне «принцессинские» по духу, - будто картинки из несуществующего журнала «Космополитан для малышей».

Издательство «Махаон» любит всё классифицировать – не зря здесь регулярно  выпускают детские энциклопедии всех сортов, вплоть до впервые вышедшей «Британники» для детей. Тот же подход здесь и к принцессам -  их раскладывают по полочкам уже в третий раз. В серии «Тайны и сокровища» (где выходили «Драконоведение» и «Пиратология» - мечта любого ребёнка), вышла и книга «Как стать принцессой»  - с подробными описаниями королевского быта, схемами дворца в разрезе, образцами тканей и тд. Список принцесс с отклонениями был в вышеупомянутых  «Принцессах неизвестных и забытых». Спрос на принцесс так велик, что только классическими или диснеевскими ограничиться нельзя, вот и появляются перечни особо запущенных случаев, кунсткамеры принцесс и прочие необычные каталоги.

Книги Ронкальи не говорят о том, будто среди обыкновенных девочек встречаются настоящие принцессы (неважно, нюхают ли они розы или могут сами намылить шею дракону). Ронкалья считает, что все девочки - принцессы априори, и потому среди них наблюдается то же разнообразие характеров и типов, что и у всего человеческого вида.

«Сказочные принцессы» - это вроде зоны умеренного климата в мире принцесс. Местность тут, конечно, розовая -  куда от этого денешься, - но спокойная и приятная, и вместо роз там растут ромашки, что, в принципе, примиряет с «очередной» книжкой про принцесс, которых, как мы помним, «в последнее время всё больше и больше».











Рекомендованные материалы


Стенгазета
27.05.2020
Книги

Бога в небе не видал

На первой странице “Первого человека на земле” дети смотрят на небо. Мальчика зовут Юра. Тот самый Юра, который совершил знаменитый виток вокруг Земли 12 апреля 1961 года. Из-за правовых проблем всем известная фамилия главного героя ни разу не упоминается. К тому же, со временем становится понятно - это история не совсем о том Юрии, которого знает каждый житель нашей планеты.

Стенгазета
15.05.2020
Книги

Без сна, любви и солнца

Под детективной интригой отчетливо проступает психологический роман о том, как люди пытаются переработать свое прошлое, — зацикливаясь на нём или отвергая. Именно эта тема превращает крепкий полицейский детектив в сложную психологическую драму о душевных травмах и отношениях дочерей и отцов.