Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

17.02.2011 | Кино

«Смерть пришла…

... но жизнь еще не знает об этом». Это фраза из синопсиса к фильму Миндадзе «В субботу». Его показали в Берлине

Почему все русские фильмы поставили в Берлине в один день? Ясно ведь, премьера «Ходорковского» может погубить все остальное – просто шуму вокруг политики всегда больше, чем вокруг культуры. Но и фильм Александра Миндадзе «В субботу» мне кажется важным не только для искусства.

Там вот что происходит. Один маленький человек, работающий инструктором райкома, по воле случая оказывается рядом с начальством, когда происходит взрыв на АЭС (Валика играет тот же актер, что и в «Стилягах», Антон Шагин, но здесь он выглядит совсем иначе). Никто еще не понял толком, что произошло. Ночь. Все спешат на АЭС – там совещание, еще не паника, а скорее – надо проблемы решать. Ну и наш герой – крутится там же, никто его не звал, но и не гнал. А потом до него доходит, что это не просто ЧП. Что – катастрофа. И что все очень плохо. Надо бежать из города – пока не хватились, не закрыли пути. Но вот так взять и все оборвать, хотя бы и для спасения жизни, он не готов. Он слишком врос в этот мир, слишком связан с городом, с работой, с прошлым, чтобы сорваться… Хотя и вроде бы ясно понимает, что за последствия могут быть. Сначала он хочет взять с собой девушку – не свою, своей нет, а ту, которая ему давно нравится…

Дальше в фильме, который поначалу все-таки разворачивался почти как триллер, начинается нечто вроде абсурдисткой драмы. Чем больше герой хочет уехать, чем опасней ему представляется положение, тем меньше он прилагает к этому усилий, пускаясь по течению. Девушка должна взять паспорт, а он – в залоге. Под паспорта взяли инструменты, потому что – суббота, день чеса для музыкальной группы, участником которой был прежде – до работы в райкоме – герой. И с этой группой он – уже как работник райкома, -- имел разборки. Да и в прошлом не все гладко. Но сейчас их бросить невозможно. А они не могут уйти, не сыграв на свадьбе. А свадьба – это святое, за все заплачено. Да и кто в этом молодежном, веселом, привыкшем к привилегиям атомном городке просто так отпустит лабухов, уже получивших аванс?

Меж тем, день проходит, и каждое мгновенье меняет масштаб событий – да, жизнь в опасности, но... нужно выручить друзей, заменить запившего барабанщика, а чтобы защитить себя от радиации, они пьют вино, и вино смещает их восприятие, да и вокруг все пьют – свадьба, да и вообще – все пьют… Суббота.

В темноте видно, как горит АЭС.

Фильм Миндадзе рассказывает о состоянии. О важности привычного, в том числе привычного окружения. О том, что привычку почти невозможно сломать. О том, как трудно преодолеть стереотип, и даже знание, полученное одним, не способно переломить общее течение жизни. О невозможности выбрать свой путь. О том, что наш человек, советский (который никуда не делся и сегодня), это человек стаи, и «чувство локтя» у него сильнее инстинкта самосохранения. И о том, как привлекателен фатализм – когда можно пустить все на самотек, надеясь, что кривая сама вывезет…

Оператором картины Миндадзе пригласил Олега Муту – того, кто снял лучшие фильмы румынской новой волны «Смерть господина Лазареску» и «Четыре месяца, три недели и два дня». Муту снимал фильм ручной камерой – так, чтобы зритель был все время рядом с героем. Изображение скачет и пляшет – рваное, нервное и лихорадочное, как человек в панике. Потому что, как бы не отметали герои от себя понимание опасности, в глубине души все они знают – дело тухлое, будущего нет, но есть упоение в этом стоянии на краю бездны, только тогда возможна какая-то отчаянная свобода, которая завораживает…

В эпилоге герои проплывают на какой-то барже мимо реактора. Наступило утро. Похмельное воскресное утро 27 апреля 1986 года. В это утро началась эвакуация реального города Припяти. Образцового города с 50 тысячами населения. Он до сих пор необитаем.



Источник: Новые Московские новости,14 Февраль 2011 ,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.