США, 2010
27.09.2010 | Кино
Молчание фотографаВ прокате триллер с Джорджем Клуни «Американец»
Фотограф Антон Корбайн снял новый фильм -- на этот раз про киллера. Смесь детективной интриги и авторского изображения. Киллера играет Джордж Клуни, он же сопродюсер картины.
Корбайн снимает Клуни в Италии. По сюжету, обнаружив за собой слежку, матерый профессионал по имени Джек убивает тех, кто прислан по его душу, а также свою подругу -- свидетельницу нападения, и скрывается в маленьком итальянском селении, выдавая себя за фотографа. Понятно, зачем нужен этот лепящийся к скалам, как ласточкино гнездо, городок -- чтобы бесконечно в разных ракурсах снимать чудесные его лестницы, арки, балконы и крыши. Тревожная, но не беспокойная камера рассказывает увлекательную историю -- куда более увлекательную, чем сюжет фильма. Когда начинаешь понимать, что вся эта молчаливая загадочность и печальная монотонность ни к чему не ведет, становится грустно.
Сейчас все чаще авторы стремятся соединить в своих произведениях сюжет жанрового искусства с индивидуальным и непростым художественным решением в надежде сорвать двойной куш -- и массового зрителя привлечь, и перед искушенным знатоком не ударить лицом в грязь.
Хорошо получается мало у кого. Не знаю, как это удалось Мартину Буту, автору, как говорят, нашумевшего романа «Очень скрытный джентльмен», на основе которого снят фильм. У Корбайна явно не получилось.
Однако для того, чтобы сделать этот вывод, нужно досмотреть фильм до конца. Потому что режиссеру довольно долго удается морочить публике голову. Все кажется, что интрига завершится как-то особенно -- уж больно хороши пейзажи и архитектурные виды, уж очень красиво герой Клуни отжимается от пола, уж слишком документально показаны его пальцы с заусенцами, сжимающие слесарные инструменты, и свет из окна столь поэтичен, и аскетичны кафе и улицы этого совсем не туристического пространства (оператор Мартин Руе)... Все надеешься, что либо киллер, либо священник, либо блондинка, либо посредник окажутся вовсе не теми, за кого мы их принимаем.
Ничуть не бывало -- все равны своим амплуа, но я не буду рассказывать сюжет, достаточно знать, что он будет развиваться по всем принятым в обществе законам и к финалу будет так слезно и жалостливо, как бывает в самых обычных, а вовсе не снятых знаменитыми фотографами мелодрамах...
Что же касается актеров, то красавцу Клуни, увы, не идет возраст. Его бархатные глаза и печальный взгляд теряют от соседства морщин. Хотя актер в отличной форме: и пресс, и бицепсы, и плечи -- все, что столь щедро нам демонстрирует фильм, в полном порядке. Однако есть обаяние, которое понемногу иссякает с угасанием либидо.
Дочь любимого в России Микеле Плачидо Виоланта -- бесспорная красавица, хотя Текла Рютен, на мой взгляд, куда изысканнее. Обе они составляют герою традиционный фон -- брюнетка и блондинка, нежная душа и холодная стерва, и в них-то с самого начала нет ничего загадочного.
Но все-таки посмотреть «Американца» стоит -- и не из-за Клуни, разве мы Клуни не видели. Из-за ландшафтов городков Кастель-дель-Монте и Сульмона -- это их поэтическая аура удерживает на плаву основной вес фильма. В Сульмоне, между прочим, родился Овидий.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.