Не только выдающийся государственный и общественный деятель, но и один из наиболее глубоких, ярких и всегда парадоксальных политических мыслителей современной России, а также один из общепризнанных нравственных авторитетов современности вновь, что называется, выступил. Это я о Рамзане Кадырове, с некоторых пор выполняющем важную общественно-культурную роль персонифицированного подсознания центральной российской власти.
Сама власть в двойном лице премьер-президента (или президент-премьера - зависит от ракурса) такой простодушной искренности себе позволить не может. "Ноблес оближи", как любил говорить в подобных случаях один мой старинный знакомый, гинеколог по профессии, хотя это никакого отношения к делу не имеет.
К городу и миру они взяли обыкновение обращаться на исключительно обтекаемом, квазицивилизованном языке, лишь изредка, зато всегда эффектно включая столь милую некоторой части вверенного им населения пацанско-солдафонскую риторику.
А поэтому то, что у центральной власти лишь на уме, то у простого, не обремененного излишними познаниями и мучительной рефлексией увесистого горского пацана - на языке.
Ничего такого уж сенсационного и шокирующего нашу видавшую виды чувствительность он не сообщил. Он лишь описал существующую действительность - просто сделал это в предельно ясной, свободной от лицемерной дипломатичности форме.
"Если мы будем больше делать акцент на демократии, - сказал он, - и давать каждому заниматься тем, что он хочет, то люди будут убивать друг друга, оскорблять, а этого не должно быть". Да вроде и не поспоришь: такого, чтобы убивать и оскорблять друг друга, быть не должно. Все правильно: друг друга - не надо. Это непорядок. Для этого есть власть и ее специально для этого приспособленные и как попало обученные институты.
Представление о демократии исключительно как о бесконтрольном праве "убивать друг друга" свойственно вовсе не только одному г-ну Кадырову. И не только он один представляет себе "каждого" по образу и подобию своему, то есть как хама, вора и убийцу, которому только дай "заниматься тем, что он хочет" - увидите, что будет.
Не один он такой. Просто он говорит что думает. А думает он столь же незамысловато, как и говорит, являя собою яркий образчик той самой неслыханной простоты, которая хуже воровства.
Мне там еще очень понравилось место, где грозненский мудрец поведал нам о том, что в "маршах несогласных" он не видит "никакого конструктивизма". И тут хрен поспоришь! Никакого конструктивизма в той или иной протестной стратегии действительно нет. Как нет в ней готики, барокко, классицизма, ампира, модерна и всех прочих архитектурных стилей.
Впрочем, полно нам придираться и зубоскалить. В конце концов, сила и, рискну сказать, своеобразное обаяние Рамзана Кадырова не в знакомстве с историей отечественной и мировой культуры, а совсем в другом, куда более убедительном и данном нам в наших ощущениях.
Кстати, конструктивизм, обвиненный в свое время в преступном антинародном формализме, директивно сменился совсем другим стилем, впоследствии названным "сталинским".
«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.
Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»