США
20.07.2009 | Кино
Крестраж души моейСегодня в российский прокат выходит фильм "Гарри Поттер и Принц-полукровка"
В очередной серии фильма о приключениях мальчика-чародея мир волшебства как никогда прежде сближается с земной реальностью. Это наконец-то дает шанс неангажированному зрителю на сочувствие героям, хоть и убавляет эффектность зрелища.
«Принц-полукровка» -- уже не столько кино о полетах на ведьминских метлах, сколько захватывающее путешествие в самые сумерки подростковой души.
Расширение пространства борьбы добра со злом привело к тому, что темным чарам Волан-де-Морта подвергся мир ничего не подозревающих о чародейских битвах людей. В одном районе Англии загадочным образом обрушивается транспортный мост, в другом месте лютует ураган, повсюду установилась скверная погода. Поттер, сидя в привокзальной кафешке, в открытую читает передовицу о самом себе в колдовской газете и клеит официантку, обещая рассказать ей о магии. Неспокойно и в самом Хогвартсе: по коридорам шагают взвинченные преподаватели, съехавшихся к началу учебного года студентов внимательно досматривают, в окрестных деревушках хлопают незапертыми дверьми опустевшие торговые лавочки. Мрачное запустение и всеобщая паранойя в школе чародейства и волшебства напоминают одновременно о всеамериканской фобии терроризма после 11 сентября и новейшем финансовом кризисе, символом которого стали бесчисленные перетяжки с надписью «аренда».
Профессор Дамблдор отыскивает на конспиративной квартире своего давнего друга Горация Слизнорта, который, опасаясь слуг Волан-де-Морта, встретил гостя в облике уютного полосатого кресла. Директор Хогвартса убеждает Горация, что пора перестать жить в страхе и вернуться на кафедру. На самом деле старый колдун замыслил использовать Слизнорта в борьбе с Темным Лордом -- тот знает про Волан-де-Морта кое-что важное. Выведать тайну Дамблдор поручает Поттеру.
Как известно, любой из фильмов о Гарри Поттере обладает специальной магической особенностью -- суть происходящего совершенно неуловима для человека, не читавшего первоисточника. Зато любой может отметить, как в реальном времени взрослеют смешные дети из первого фильма поттерианы 2001 года.
В то время и сам Гарри, и его друзья Рон и Гермиона играли на уровне отечественного «Ералаша». Другого, впрочем, от них и не требовалось -- ребята открывали рты и делали большие глаза, вместе с нами впервые поражаясь чудесным превращениям людей в животных или восторгаясь красотой и величественностью василиска. К шестому фильму колдовство стало рутиной, да и детки подросли -- магия переместилась в ту область, что в предыдущих сериях давалась только пунктиром. Поцелуи по углам, танцы на званых вечерах, ревность и попытки разобраться в чувствах занимают героев не меньше, чем магические пикировки или зубрежка.
Больше других женским вниманием избалован даже не Гарри, который все время на задании, а его рыжеволосый друг Рон Уизли. Не говоря уж о том, что по нему давно вздыхает Гермиона, Рон отличился в спортивных состязаниях и тем пленил сердца еще нескольких студенток. Самая активная из них, по имени Лаванда, на какое-то время даже становится его подружкой. К тому же парень по ошибке выпивает приворотное зелье, которое предназначалось Поттеру, и становится совсем бесполезным для магических войн. Гермиона, раньше в таких случаях немедленно утыкавшаяся в учебники, теперь мается и не знает, куда себя деть, а в присутствии друзей мечется между ролью старой подруги и несчастной влюбленной. Поттер, отвлекшись от охоты за крестражами (магическими предметами, в которые заключена частичка души Темного Лорда), ловит на себе плотоядный взгляд сестры Рона. Вся компания, заглянув в кабачок, так наливается каким-то местным пойлом, что потом им приходится тащить друг друга до общежития, скрывая от других блуждающие улыбки и распирающее их изнутри счастье от молодости, приятного опьянения и первого снега.
Наблюдать за превращениями, происходящими в самих юных волшебниках, становится куда интереснее, чем за схватками Пожирателей смерти с добрыми магами. В какой-то момент подростковое отчаяние заставляет Гермиону, практикующуюся в колдовстве, с силой шмякнуть целую стайку птичек о дверь. Выражение ее лица в этот момент и эффект, который оно производит на окружающих, впечатляют куда больше волшебного зверинца поттерианы и даже сильнее, чем заклятие «остолбеней».
Встреча с соперницей повергает девушку в смятение -- она не знает, убежать ли ей, наорать ли на Лаванду или выцарапать ей глаза. Тоска Гермионы, а затем нечаянная радость, неотесанность Рона, байроновский образ их общего врага Драко поднимают «Поттера» едва ли не на уровень соловьевских «Ста дней после детства». В сущности, шестая часть сериала легко бы обошлась вообще без волшебных палочек и ничего при этом не потеряла. Тем приятнее будет кому-то обнаружить в долгоиграющем фэнтези человеческую трагедию (которую теперь одобрил даже Ватикан), в символе крестража -- разорванность страдающей души, а в героях анекдотов и пародий -- мятущихся, нервных и очень настоящих подростков.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.