Франция
13.12.2008 | Кино
Дерзкий байопик-2Авторы твердо держатся простого, но эффективного, как «калашников», стиля
Пользуясь моментом, приносим извинения врагу государства №1 — в рецензии на первый фильм дилогии мы называли его Мезрином.
Во второй части героический бандит (Венсан Кассель) несколько раз поправляет журналистов: «Меня зовут Ме-рин». Советуем коллегам быть аккуратнее. К слову, Мерин и сам не шарахался от пишущей машинки: сочинял в тюрьме мемуары и врал, простите за каламбур, как сивый мерин.
«Это что такое?! — ужасается адвокат, потрясая книжкой, в которой “парижский Робин Гуд” приписал себе с полсотни убийств. — Хотите на гильотину?» Но Мерин знает, что делает: «Им нужна динамика, драйв». А в изоляторе он все равно долго не задержится.
Режиссер фильма Рише тоже знает, что нам нужен драйв — и здесь его, как лошадиных сил в автомобилях, достаточно. Разбавляя честное благородное слово из мемуаров бандита городскими легендами и собственными фантазиями, авторы твердо держатся простого, но эффективного, как «калашников», стиля.
Мерин грабит банки по старинке: без примочек, хитроумных комбинаций и китайских акробатов — только силой убеждения, подкрепленной огнестрельным оружием. Следить за этим одно удовольствие.
В перерывах гангстер навещает умирающего папашу, готовит барашка, тискает героиню божественной Людивин Санье, притворяется членом террористической группы и просто разрывается от своего же собственного обаяния. Впрочем, умереть Мерину было суждено не от полноты жизни, а в результате, как бы тогда сказали, вероломной полицейской засады. Смерть великого бандита и конец хорошего фильма таковы — Мерин, потяжелевший на два десятка пуль, уронил голову на руль любимого BMW, рядом суетятся копы, а Санье, вся забрызганная кровью, сжимает своего персикового пуделя: «Они убили мою собачку!». Действительно, сволочи.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.