Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

14.10.2008 | Кино

Фильм-глянец

Профессиональное крушение как способ превратился в поп-персонажа

На российские экраны выходит картина по одноименному бестселлеру о глянцевой американской журналистике. Его автор британец Тоби Янг в свое время провел около двух лет в Нью-Йорке, работая в журнале Vanity Fair на должности contributing editor.

В течение этого времени Янг умудрился заполучить в недруги половину голливудских кинодеятелей и заработать славу самого неудачливого репортера в истории журналистики.

Роман, вышедший в 2001 году, подробно повествует о профессиональном крушении Янга. В предисловии ему пришлось извиниться за то, что он выставляет жителей мегаполиса, где только что случилось "9/11", самовлюбленными корыстолюбцами. Если верить роману, основным критерием оценки человека в Нью-Йорке являются карьерные достижения. В отличие от британского американское общество организуется конкуренцией, а выжившие в ее ходе наполняются ложным чувством собственной избранности. Название "Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть" пародирует учебник какого-нибудь очередного Дейла Карнеги, и в книге с этим названием говорится главным образом о том, что понятие "лузер" придумано американцами и что, следовательно, лузером можно быть только в США.

Однако скандальный успех книги объясняется вовсе не изложенными в ней социальными теориями.

Собственные неудачи Янг густо пересыпает сплетнями и анекдотами из жизни крупнейшего мирового издательского дома Conde Nast, кроме Vanity Fair владеющего Vogue и GQ.

Янг достаточно долго проработал в одних коридорах с Анной Винтур (считается прототипом героини "Дьявол носит Prada"), чтобы проникнуться едким сарказмом в адрес заправил глянцевой журналистики. Чего только стоит эпизод, когда редактору Vogue, споткнувшейся и растянувшейся на офисном ковролине, не смеет помочь запуганная практикантка.

В экранизации английского режиссера Роберта Уэйда Vanity Fair был переименован в Sharps, Винтур превратилась в абстрактную руководящую стерву, и даже Янг из Тоби стал Сидни. Для сюжетной стройности сценаристы добавили любовную линию с американской коллегой (Кирстен Данст), которая из американского захолустья едет в культурную столицу с неоконченной рукописью, но надолго застревает в редакции иллюстрированного журнала. Героиня Данст любит "Сладкую жизнь", и это дает повод наполнить фильм отсылками к феллиниевскому жизнеописанию беспринципного журналиста.

Далекий от образа Мастроянни Саймон Пегг, в чьем послужном списке сплошь роли чудаков и недотеп, по сравнению с Янгом-писателем выглядит натуральным метросексуалом.

Из крохотной редакции независимого британского журнала, сотрудникам которого нельзя ссориться между собой, поскольку каждый принес из дому немного личной офисной техники, его герой возносится на уставленный "макинтошами" верхний этаж знаменитого нью-йоркского издательства.

Получив от редактора (Джефф Бриджес) выволочку за панибратство, неподобающий вид и недостаточно серьезное отношение к профессии (в майке с надписью "Готов к спариванию" Сидни лезет к новому шефу с объятиями), он отправляется на рабочее место, где, вместо того чтобы следовать циничному, но справедливому совету прекратить облаивать звезд, заткнуться и вкалывать, начинает оживлять подписи к светской хронике британскими шуточками.

В "Как потерять друзей..." заметно, насколько устарел стереотипный сюжет о беспардонных янки и вековых английских традициях. В коллективе глянцевых профессионалов именно герой Пегга выглядит увальнем-деревенщиной, а представления элиты местного общества о географическом положении Лондона ограничиваются словами "окраина" и "дыра".

В упорстве, с которым Янг отказывается играть по правилам голливудских пиарщиков и настаивает на своей журналистской беспристрастности, и впрямь есть нечто провинциальное.

Ни одна история идеалиста не обходится без поучительного эпизода его падения. Сосредоточившись на полногрудой брюнетке (Меган Фокс — главная роль в эротическом байопике "Тереза. Рождение святой" о юности матери Терезы), Сидни Янг расстается со своими привычками, перестает напиваться на корпоративах, подсылать начальству трансвеститов с интимными танцами и писать вдохновенную независимую ахинею — он становится рядовым служащим развлекательного СМИ, чье унылое существование полно роскошных приемов, шелковых пижам и длинноногих моделей.

"Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть" — это комедия со счастливым концом о том, как маргинал в итоге проходит по красной ковровой дорожке. Так же как реальный Янг превратился в поп-персонажа лишь после того, как опубликовал свои печальные мемуары, Янг из кино запродается дьяволу глянца словно бы для того лишь, чтобы эффектно разорвать договор под прицелами телекамер. Как говорил другой англичанин, лучший способ побороть искушение — поддаться ему. Все равно большинство фильмов о выборе между бессмертной душой и карьерой похожи на советы взрослых не облизывать металл на морозе — не поверишь, пока сам не попробуешь.



Источник: "Weekend" № 39, 10.10.2008,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.