Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

24.08.2005 | Колонка

Образцовое владение

Объявлен конкурс среди электронных СМИ "За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности"

Интересно, что во дни сомнений, не говоря уже о днях тягостных раздумий, власти начинают с какой-то особой страстью хлопотать и тревожиться насчет великого и могучего нашего языка, едва ли отдавая себе в этом ясный отчет, но смутно чувствуя, что язык – это и есть власть, а потеря контроля на ним - соответственно…

Язык – это власть. Телевидение – это власть. А уж язык телевидения – это уже власть почти безграничная.

Вот и Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям решило объявить конкурс работников электронных СМИ под названием «За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности». «Образцовое владение» - это надо же. Задача конкурса видится в том, чтобы «стимулировать российских журналистов к грамотному обращению с языком в профессиональной деятельности». «Грамотное обращение» - тоже неплохо.

Как следует говорить на телевидении и как не следует, доподлинно известно только в тоталитарном обществе. Там есть Диктор – носитель и законодатель нормы. Как диктор говорит, так и надо. Так и будет. А если он ошибся в произношении того или иного слова или, не дай бог, какой-нибудь сакральной фамилии, то последствий может быть два – или вы его больше не увидите, или это произношение узаконится, и все, как миленькие, так и будут произносить. На радио когда-то бытовала такая шутка: «Слово – воробей. Поймают – вылетишь». Норма казалась незыблемой, установленной на все времена. Точно так же, как на все времена устанавливался единый ГОСТ жизненных ориентиров, ценностей и умонастроений.

Однако неумолимое время текло. И дотекло оно до того, что в позднебрежневские годы – дикторы стали как-то подозрительно пришепетывать и глотать окончания слов. Это, видимо, для того, чтобы пресловутая «норма» не так безнадежно отставала от реальной речевой практики тех, вернее того, чьи судьбоносные речи с утра до вечера транслировало все то же самое телевидение.

Дотекло время и до того, что на телевидении стали говорить, как на кухне, в спальне, в очереди, в троллейбусе. Кое-как стали говорить.

Метания между крайностями – есть родовая черта нашей истории. Поэтому выбирать все время приходится между двух, трех и больше зол. Стерильная, официозная норма – плохо и опасно. Половодье самодовольной безграмотности – тоже плохо и тоже опасно.

Куда ж нам плыть?  



Источник: "Еженедельный журнал", №143, 1.11.2004,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»