публикация:
Стенгазета
Текст: Юлия Кузищина
«Спутник» открывается прологом: 1983-й год, двое космонавтов в шаттле готовятся к спуску и устало мечтают о том, чем смогут заняться дома. С первых кадров фильм использует приемы из фильмов ужасов: беззвучная пустота космоса контрастирует с фоновым шумом внутри кабины, искаженный голос обрывисто напевает «Миллион алых роз», в полумраке плавает то ли милая, то ли зловещая неваляшка. Приземление идет не по плану, аппарат совершает жесткую посадку в ночной степи. В темноте мелькают человеческие фигуры, кровь, осколки стекла. Один из космонавтов все-таки выживет. Спустя несколько дней талантливому нейрофизиологу Татьяне поступает предложение от военных отправиться на секретную базу, чтобы помочь ему восстановиться. Приехав на место, Татьяна узнает, что с космонавтом на Землю прибыло агрессивное существо, которое живет в его груди и по ночам выходит наружу.
Для режиссера Егора Абраменко «Спутник» стал дебютом в полном метре, а вот сценаристы Олег Маловичко и Андрей Золотарев уже работали над большими жанровыми проектами ― «Вторжением» и «Притяжением» Федора Бондарчука (который продюсировал «Спутник» и исполнил в нем роль антагониста). В отличие от Бондарчука, снявшего героические сайфай-блокбастеры, Абраменко ориентируется на работы Ридли Скотта. Монстр из грудной клетки – отсылка к «Чужому», внешний вид инопланетной твари напоминает о змее-вагине из «Прометея». Открывающий эпизод с космонавтами в аппарате и беззвучным космосом напомнят о «Гравитации», сцены в степи стилизованы под found footage. Вдохновляясь западным кино, создатели «Спутника» создают на экране оригинальную историю, которая ложится на локальный контекст и не сводится к сумме удачных заимствований.
Фильм переносит зрителя в поздний СССР. В кадре постоянно появляются приметы времени: неваляшка, кеды, радио, допотопные компьютеры и равнодушные к человеку интерьеры казенных учреждений. На экране разворачивается сюжет о разрушающейся советской системе, которая маскирует под прогресс безразличие и жестокость к людям.
Космонавт может погибнуть ради научных открытий, и его смерть будет подана как геройство. Монстр образует с ним симбиотическую связь, но уже сам требует человеческих жертв. Его изучение сулит научные открытия, но они будут направлены на еще большее количество жестокости, которая в итоге воспроизводит себя. С другой стороны этой системы стоит Татьяна ― ученая, которая ценит прогресс, но отказывается от насилия ― нечастый и заметный для российского кино женский персонаж, готовый на конфронтации и риск на своих условиях.
Модная советская стилизация, запоминающиеся сюжетные детали и внимательное отношение к жанровым тропам ― идеальная смесь для российского триллера. «Спутник» вырос из короткометражки «Пассажир», снятой Абраменко в 2017 году. Во время работы над полнометражным фильмом продюсеры, по всей видимости, решили расширить аудиторию фильма, добавив в потенциальный ужастик знакомые по блокбастерам элементы. В итоге космонавт, борющийся с жестокостью монстра в себе, живописно уничтожает группу военных, а профессионально настроенная героиня ближе к концу становится объектом романтической симпатии. С нее снимают бремя решения проблем - и из «последней девушки» Татьяна превращается в боевую подругу, которой суждено беречь мир, когда настоящий герой пожертвует собой. Моменты смены интонации, когда «Спутник» движется от «Чужого» куда-то в сторону «Притяжения» немного сбивают с толку. Но все-таки это интересная попытка найти баланс между фестивальным и коммерческим кино и применить хоррор на российский колорит.
Дополнительно:
В 2017 году Егор Абраменко снял 11-минутную короткометражку «Пассажир» по сценарию Романа Волобуева, ее сюжет похож на завязку «Спутника». Космонавт (Артур Смольянинов) спускается на Землю, посадка получается жесткой – но эта история остается за кадром. В кадре герой рассказывает по телефону о студентке, которая подошла с ним пообщаться, а также упоминает что авария останется с ним навсегда «под сердцем». После он находит в ванной тело в крови и монстра о котором, кажется, знает. Оба фильма роднят детали (похожий монстр, советские предметы обихода), но в «Спутнике» история действительно меняет жанр, «Пассажир» скорее похож на хоррор-зарисовку.