Автор: Степан Беззубов, на момент написания работы студент 1-го курса Ивановского музыкального училища, д. Кирикино, Ивановская область. Научный руководитель Сергей Сергеевич Беззубов. Победитель конкурса мини-исследований 19 Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», Международный Мемориал
Из сводки МЧС за 28 ноября 2007 года: «В д. Старая Гольчиха Вичугского района около 10:00 загорелся мебельный цех. Огнём уничтожено 400 кв. м строения. На пожаре пострадали вое мужчин – 48 и 37 лет. У них – ожоги головы, рук, лица и тела. После оказания медицинской помощи от госпитализации отказались. Причина пожара устанавливается».
Именно это событие побудило нас к созданию этой работы.
Все каменные здания деревни были построены Старогольчихинскими купцами Миндовскими под текстильные фабрики или подсобные помещения для фабричных нужд. Как известно, большую роль в развитии текстильного края сыграла Отечественная война 1812 года. В Московском пожаре сгорели все текстильные мануфактуры, работавшие во второй столице. Это способствовало тому, что освободившуюся на рынке нишу стали заполнять предприниматели двух соседних губерний – Владимирской и Костромской. После войны 1812 года одна за другой возникают текстильные мануфактуры в Вичугском крае.
Традиционно считается, что первой мануфактурой, которая открылась в Вичугском районе, была фабрика Ивана Коновалова в селе Бонячки. Она заработала в 1812 году. Однако в труде Крживоблодского, мы находим, что первая мануфактура по производству бумажных тканей в Костромской губернии была открыта в деревне Старая Гольчиха – Иваном Ивановичем Миндовским тоже в 1812 году, а фабрика Коноваловых стала работать лишь в 1816 году.
Владимир Пирогов в своих очерках, пишет, что бумаго-ткацкая и отделочная фабрика Ивана Миндовского в деревне была открыта чуть позднее в 1817 году.
В справочнике В. Пирогова указано семь фабричных помещений в д. Старая Гольчиха:
4 здания – два каменных двухэтажные и два «полукаменных» – одноэтажные; одно крыто железом и три деревом. Эти здания были построены для бумаго-ткацкой и красильно-отделочной фабрик Галактиона Ивановича Миндовского, затем они перешли к «Товариществу Волжской мануфактуры бумажных и льняных изделий П. Миндовского и И. Бакакина».
3 каменных 2-х этажных здания, крытых железом. В этих зданиях находилась бумаго-сновальная и отделочная фабрика. Предприятие основано в 1825 году Ефимом Ивановичем Миндовским, после смерти, которого в 1874 году фабрикой стал владеть его зять – Геннадий Александрович Кокорев.
Итак, судя по источникам, в деревне было всего 7 фабричных каменных и «полукаменных» зданий. Сегодня невозможно установить, что находилось в каждом из них. В каком цеху ткали ткань, а в каком ее отделывали и красили.
Так как документов и фотографий не сохранилось, то трудно представить себе как вообще выглядела фабричная структура деревни. Однако большая часть каменных зданий деревни до середины 80-х годов ХХ века сохранились. Но они уже использовались по другому назначению.
1. Здание Старогольчихинской школы построено в 1862 году .
2. Жилой дом, мебельный цех. Разобран и сильно руинирован.
3. Каменное двухэтажное здание, в котором находился Гольчихинский
сельский совет. Дом разрушен в середине 80-х годов ХХ века.
4. Одноэтажное здание, бывший магазин Вичугского райпо. Разрушено в
2009 году.
5. Каменное одноэтажное здание Старогольчихинского клуба. Разобрано в 2006 году
6-7. Два двухэтажных фабричных здания находились в поле – между Старой Гольчихой и д. Погорелка. Разобраны в 1927 году.
Вернемся к истории дома, о котором мы говорили ранее. До 1917 года в здании, по воспоминаниям старожилов деревни, находилась товарная контора, склад, кабинеты мастеров, счетоводов и приказчиков и даже фабричная библиотека.
По размерам оно было самое большое. Около 45 метров в длину, 22-23 метра в ширину и почти 8 метров в высоту. Форма в виде буквы П.
После октябрьской революции 1917 года фабрика П. Миндовского была законсервирована, а фабрика Г.А Кокорева, которой после его смерти стал владеть сын Иван, проработала лишь один год, впоследствии тоже была законсервирована. С закрытием фабрик в революционном порыве местные жители стали растаскивать фабричное имущество. Была уничтожена большая библиотека Г.А. Кокорева, сожжена оранжерея Миндовских, разобраны на дрова беседки и веранды. В 1927 году по Постановлению Вичугского райисполкома и рекомендации Старогольчихинского комитета бедноты помещения фабрик были разобраны. Из кирпича фабрик в городе Вичуга бала построена школа №17 и здания «Нарпита» – фабрики кухни. Так закончилась славная история фабрик деревни Старая Гольчиха. Но дом, о котором идет речь после 1917 года еще не разобрали.
Для того что бы восстановить историю здания после 1917 года, обратимся к воспоминаниям жителей д. Старая Гольчиха.
Александра Михайловна Сударкина, вспоминала, как в период 20-30-х годов XX века здание пустовало и постепенно стало разрушаться. Местные жители разбирали полы, перегородки и даже часть второго этажа была разобрана, растащена на кирпичи. И действительно, на старых школьных фотографиях видно, что здание находится в запущенном состоянии. Заколочены или выбиты окна, отсутствуют двери. Однако в конце 30-х годов XX века власти обратили внимание на пустующий большой дом, и он был передан Вичугской фабрике «Красный Профинтерн». Начинается восстановление.
Николай Александрович Киселев, предполагает, что здание было восстановлено для нужд госпиталя:
«Так как здание большое, а раненых в годы Великой Отечественной войны к нам в Вичугу поступало много, здание очень быстро восстановили. Планировка была такова: один коридор и слева и справа расположены комнаты. Всего на двух этажах комнат было около 30. Приблизительная площадь комнат от 18 до 24-25 квадратных метров. Но война закончилась, и нужда в госпитале отпала. С конца 40-х годов дом начинают заселять рабочими Ткацкого производства №3 фабрики «Красный Профинтерн».
Количество жильцов в доме было чуть более 120 человек. Семей проживало около 25. Кроме семей, в доме были 3 комнаты общежития. В одной жили молодые мужчины – работники фабрики, слесари и помощники мастера, в двух других – девушки-ткачихи. Отношения между жильцами Николай Алексеевич Киселев характеризует как спокойные и дружелюбные. Ссоры были, в основном, на кухне, т. к. кухонь было всего три, что явно было недостаточно для такого количества людей. Иногда случались кражи белья с веревок и овощей из подвалов, но крупных происшествий не было. Почему-то сразу за домом закрепились название «Домком». Жители дома объясняют это название тем, что в одной из комнат был домовой комитет. А затем и весь дом стали называть так.
Вадим Сергеевич Маслов вспоминает: «В середине 70-х годов ХХ века для нужд школы и «Домкома», была построена котельная с двумя угольными котлами. В 1981 пробурена артезианская скважина».
С начала 70-х годов XX века фабрика «Красный Профинтерн» начинает активное строительство благоустроенного жилья для своих рабочих. С 1971 году жильцов дома начинают переселять в новое жилье в г. Вичугу и пос. Красный Октябрь. Так в 1972 году в поселок Красный Октябрь было переселено сразу 8 семей. Освободившиеся комнаты занимаются жильцами дома. Процесс переселения из Домкома продолжался до 1990 года. В 1990 году было закончено строительство 6 одноэтажных 2 квартирных домов в пос. Красный Октябрь и последние жители – 12 семей из Домкома выезжают. Но до сегодняшнего дня бывшие жильцы с теплотой вспоминают годы, прожитые в Домкоме. Вот что вспоминала Ольга Герасимова, которая проживала в доме с середины 80-х годов до начала 90-х XX века: «Жить в доме было весело. Мы часто собирались всем домом отмечать дни рождения, Новый Год, годовой праздник. Помогали друг другу. Дружили семьями, дружили наши дети. У нас была замечательная детская площадка, рядом небольшой пруд, где купались взрослые и дети».
В 1990 году дом опустел. В начале его охранял фабричный сторож, но затем дом остался без охраны. И опять он стал объектом для местных жителей, которые по ночам, а то и днем, стали ломать перегородки, снимать трубы отопления, выносить все, что представляло ценность.
В 1993 году трое молодых и энергичных вичугских предпринимателей Андрей Расчетов, Андрей Золин и Александр Горохов выкупают пустующее здание у фабрики «Красный Профинтерн» и приступают к его восстановлению.
Начинается новый этап в жизни дома и всей деревни – реконструкция здания под цех по производству мебели и дверей. В здании восстанавливается отопление и водопровод, цех начинает выпускать продукцию и, что самое главное, цех дает работу жителям деревни Старая Гольчиха и пос. Красный Октябрь. Деревня оживает. Ремонтируется дорога до Старой Гольчихи, а зимой дорога очищается от снега. Производство расширяется. В конце 90-х годов ХХ века на предприятии работают более 100 человек со всей округи. В цеху даже сформирована очередь из тех, кто хотел бы устроиться на работу. Зарплата в разы больше чем в среднем по Вичугскому району. Наращивается выпуск продукции. Скоро предпринимателям становится тесно на одном предприятии. Отделяется Александр Горохов и переносит свою часть производства в Вичугу. В 2000 году свое производство по изготовлению мебели в Вичугу переносит и Андрей Расчетов.
Единоличным хозяином цеха становится Андрей Александрович Золин. Он строит отдельную котельную рядом с цехом, пристраивает гараж, складские помещения, увеличивая площади цеха почти на четверть.
В производстве «Два бобра», как стал называться цех, престижно работать. Из Вичуги рабочих доставляют транспортом предприятия. Да и в бытовом отношении деревня жила цехом, приходили за опилками, дровяными отходами, водой. За помощью со своими нуждами часто обращалась администрация Старогольчихинской школы.
Предприятие оживило деревню. Были планы по газификации цеха и школы, появилась надежда на газификацию и у деревни.
Но 28 ноября 2007 года цех сгорел. А.А. Золин в срочном порядке перевозит оставшееся оборудование в Вичугу. Через несколько месяцев, преодолевая огромные трудности, предприятие возобновляет деятельность, но уже по другому адресу: г. Вичуга, ул. Родниковская д. 1.
А цех до 2010 года стоял без крыши, окон и дверей. Разворовывался и растаскивался.
В 2010 году начинает последний этап в жизни дома – разборка. Особенно активно дом разбирался в 2012 году. В 2014 году самое большое каменное здание, которое пережило две революции, Великую Отечественную войну было разобрано.
От всего фабричного комплекса Старой Гольчихи на сегодняшний день осталось всего одно здание – Старогольчихинская основная школа. Все остальные здания разобраны. Кирпич повторно используется в строительстве, щебень – на ямочный ремонт дорог.
В 1927 году закончилась славная история фабрик деревни Старая Гольчиха. В советское время в деревне был организован колхоз, которому было дано имя Клима Ворошилова. В 60-х годах ХХ века он был закрыт и жители деревни были вынуждены искать работу в других населенных пунктах.
В 1993 году появилась надежда на то, что деревня возродится. Заработал цех. Люди стали возвращаться в деревню. Но 28 ноября 2007 всего лишь одна искра перевернула историю деревни.
За последнее время Старая Гольчиха заметно опустела. В ней проживают одни пенсионеры, молодые семьи уезжают, так как нет работы, и деревня не газифицирована. Уехали семьи Жуколиных, Куликовых, Свекольниковых. Деревообрабатывающий цех был последней надеждой на будущее для всех нас, в цеху работали жители Старой Гольчихи и окрестных деревень. Была уверенность в то, что со временем к предприятию подведут газ, а там голубое топливо появится у всей деревни. Но пожар в корне изменил ситуацию в самом большом населенном пункте нашей местности. Деревня жива лишь тем, что в ней находится школа. Наша школа является центром культурной общественной и образовательной деятельности нашей местности. В 2017 в гости в школу приезжала заслуженная артистка России Элеонора Шашкова, построена новая спортивная площадка, в школе работает прекрасный музей. Но работы в деревне нет. Можно только предполагать, как бы сложилась судьба деревни, если бы продолжали работать фабрики Старогольчихинских купцов и деревообрабатывающее предприятие, историю которого мы рассказали.
4 октября 2016 года Минюст РФ внес Международный Мемориал в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».
Мы обжалуем это решение в суде