Автор: Филимонов Михаил. На момент написания работы ученик 9 класса МКОУ СШ №11 г. Палласовка, Волгоградская область. Научный руководитель Гончаров Александр Иванович. 3-я премия XVII Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия – ХХ век», Международный Мемориал
ГЛАВА ВТОРАЯ. Последний бой
В фондах Музея-заповедника мне встретилось интересное донесение о действиях в течение нескольких августовских и сентябрьских дней 1942 года небольшого отряда Мельникова . В этом рассказе, как в зеркале, отражаются трудности и победы диверсионного отряда, действующего в условиях ландшафта Сталинградской области. Небольшая группа (8 полностью экипированных бойцов-комсомольцев) была переправлена на лодке через линию фронта. Они смогли подорвать немецкий танк (бутылками с горючей смесью из леса, уточняет другой источник – «Докладная записка Костовецкого Аврама Ишлемовича 23.03.43, НВФ-3309,п.306 СД, Л.2).
У одной из переправ уничтожено 25 автомобилей и подвод с живой силой противника. Саму переправу советские диверсанты не тронули, т.к. она была на понтонах и легко могла быть восстановлена. Поэтому устроили несколько диверсий на берегу, после чего началась классическая облава и группе пришлось отходить.
Бойцы Матвеева успели, действуя с лесистого берега Дона, уничтожить моторную лодку с тремя немцами «в трусах». «Возвращение нашей группы было трудным, т.к. любая складка земли была занята противником» . Как-то ночью бойцы заночевали в каких-то зарослях, а утром обнаружили себя «почти в центре крупного зенитного подразделения, откуда с трудом, скрытно удалось уйти». Приходилось скрываться в камышах реки Царица. Большой проблемой стал поиск продовольствия. Из-за голода «нападение на обозы (румын) мы вынуждены были делать даже в невыгодных для себя условиях». Как-то попытались угнать автомобиль, встреченный на дороге, убили офицера, но водитель смог скрыться. Правда, в следующей машине смогли уничтожить уже 15 солдат противника. И всё же в итоге было решено закопать оружие и идти открыто к Сталинграду. По-прежнему было тяжело с пропитанием, продукты собирали 2-3 бойца – «просили у населения». И всё-таки группа вернулась без потерь.
Но так было не всегда. В архиве есть документы о трагической и героической судьбе отрядов Верхнекурмоярского и Котельнического районов под командованием И.П. Мельникова. 53 хорошо подготовленных бойца перебросили через линию фронта в районе действий 28-й армии. Дело было 5 ноября 1942, путь шёл через калмыцкие степи. Отряд был неплохо вооружён: 12 автоматов, 15 винтовок, 60 гранат, 150 кг. тола, 80 мин. Все бойцы хорошо одеты и обуты, продовольствие запасено на 10 дней. Начальник разведки 28 армии перевёл было отряд через линию фронта, но пришлось вернуться, так как в этом районе действовала «банда в 200 человек» . Скорее всего, речь идёт о перешедших на сторону немцев калмыках. В ночь с 11 на 12 ноября отряд наконец-то выдвинулся вглубь расположения противника. Преодолели минные поля, отогнали банду - «Настроение ребят было неплохое», - вспоминает очевидец . Проводником был какой-то местный старик из Енотаевки.
Но двое суток без воды многие переносили тяжело, на третьи стали падать в обморок. Напились только когда добрались к Сарпинскому озеру. Но за это время двое разведчиков бесследно пропали, хотя их и искали. «Возможно, заблудились и погибли от жажды» .
Дневали в балках. Но когда группу разведчиков заметил калмык-пастух, он тут же доложил немцам и те подъехали на мотоциклах и автомобилях. Балку обстреляли, но прочёсывать не стали. Разведчики так и не смогли соединиться с основными силами отряда. Их задержали румыны, как водится, ограбили, потом передали немцам. Те после допросов… отпустили. Дураков «на случай связи жил в селе до 10 января», двое других ушли в соседние сёла. «Несколько раз выходил на условленные дороги, но никого не обнаружил и судьбу отряда не узнал» . А судьба была героической. После уничтожения румынского обоза отряд Мельникова принял бой с кавалерийским батальоном. Через сутки на помощь румынам подошли немцы с миномётами. Наши погибли все, в том числе подрывая себя гранатами или, как женщина-боец, застрелившись. Румыны потом вывозили свои трупы автомобилями…
На этих примерах мы видим все трудности действия диверсионных групп в довольно равнинной местности, повсеместно занятой противником, без массовой поддержки населения. С другой стороны, и в этих условиях советские бойцы старались громить оккупантов буквально при первой возможности, на земле и на воде…
Окончание следует