Автор: Рябова Елена. На момент написания работы ученица 10 класса, с. Ярцево, Енисейского района, Красноярского края. Научный руководитель Гостева Нина Ефремовна. 2-й тур XVI Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия – ХХ век», Международный Мемориал
Как-то зашла я в музейную комнату нашего посёлка. Моё внимание привлёк стенд «Звёздный гость». Я увидела фотографию, которая впоследствии стала началом большого интересного поиска. На фотографии изображёна группа людей, а в центре – лётчик-космонавт Георгий Михайлович Гречко. Оказывается, 30 лет назад, в 1984 году, он приезжал в нашу деревню Назимово.
Деревня Назимово Енисейского района Красноярского края, где проживает всего 250 человек, находится в пятистах километрах от краевого центра, то есть от города Красноярска. И что же здесь произошло или происходило? Ведь приезд космонавта в глухую деревню – это величайшее событие! Мне стало интересно, и я решила провести исследование. Выяснив, кто из местных жителей запечатлён на фотографии, я составила план работы. Мне повезло! Все герои того дня до сих пор проживают в Назимово.
На фотографии, которую я взяла за основу, есть женщина. Это Прасковья Николаевна Зонова, моя землячка. К ней-то я пришла в гости. Она заулыбалась, взяла снимок в руки, лицо посветлело.
Тут же вспомнила, что у неё тоже есть фотографии, пошла к трельяжу, вытащила несколько снимков и начала рассказ: «В тот день все работники были на ферме, пришёл директор колхоза «Сибирь» Буренков Геннадий Васильевич и говорит: «Девчонки, к нам космонавт приехал! Надо бы по-человечески встретить и что-то подарить». Ну а что в колхозе есть? Нашли поднос, поставили чашку со сметаной. Скатали из сливочного масла комочки и вокруг чашки со сметаной разложили».
Прасковья Николаевна сказала, что преподнести подарок для гостя доверили ей. В то время она была победителем всевозможных соревнований среди доярок и животноводов. Портрет её висел на районной Доске почёта. «Бегу с фермы на базу, боюсь опоздать. А там полный двор народа. Подхожу с этим подносом и говорю: «Чем богаты!» Гречко заулыбался, обнял меня. Да такой внимательный! Много добрых слов сказал. Простой такой! – и с горечью добавила, – рядом с великим человеком и в репье».
На фотографии видно, что на кофте Прасковьи Николаевны колючки. Бежала, торопилась и не заметила, как прилипли к кофте.
Встреча ещё с одним свидетелем тех событий прояснила ситуацию. Юрий Яковлевич Конради, сегодняшний глава администрации Новоназимовского сельсовета, рассказал, что с 1973 по 1989 год (до развала Советского Союза) в деревне Назимово находилась некая база. Территория была огорожена забором, на ней стояло несколько деревянных домов, складские помещения, хозяйственные постройки. Во дворе – вышка. Для чего – никто не знает. Я думаю, что через эту вышку осуществлялась связь с космическими спутниками. База принадлежала Институту леса и древесины им. В. Н. Сукачева Сибирского отделения Академии наук СССР.
Я заинтересовалась историей данного учреждения. Оказывается, институт был создан в 1944 году в Москве, а в 1959 перебазирован в Красноярск, где продолжает работать до сих пор. Институт леса СО РАН стал первым в стране академическим учреждением лесного профиля. На базе института сложилось несколько крупных научных школ: таёжного лесоводства и продуктивности лесов, мерзлотного лесоведения, таксации и лесопользования, морфологии леса, картографии, использования аэрокосмической информации, лесной генетики и селекции, пирологии, зоологии, микробиологии и др. В институте не учат студентов. Там работают кандидаты в доктора наук, они пишут и защищают диссертации. В настоящее время основными направлениями фундаментальных исследований института являются: биосферная роль, экологические функции и биоразнообразие лесных экосистем; мониторинг состояния, рациональное использование и воспроизводство лесных ресурсов Сибири.
Связавшись по телефону еще с одним свидетелем того дня, героем фотографий – Анатолием Петровичем Михайловым, который в 80-ые годы прошлого столетия был Председателем Енисейского районного исполкома, а сегодня проживает в районном центре, я узнала интересную информацию.
Оказывается, что на совещании, которое проходило в тот день в д.Назимово, присутствовал академик Исаев. В интернете я узнала, что Александр Сергеевич Исаев — советский и российский учёный в области лесной биогеоценологии, доктор биологических наук, советский государственный деятель; его научная сфера – лесная биогеоценология. С 1979 года по 1988 год Александр Сергеевич являлся председателем Президиума Красноярского филиала Сибирского отделения Академии наук СССР. Он одним из первых оценил значение для таёжных лесов оперативной информации, поступающей с космических аппаратов. Именно спутниковое слежение помогало не только всесторонне исследовать «зелёное море», но также предупредить и пожары, и нашествие насекомых, и многие другие проблемы, объяснив их предпосылки.
Создавались эталонные лесные полигоны, где сравнивалась информация, полученная на земле, с той, которая пришла «с неба». С космической орбиты были прекрасно видны несанкционированные вырубки лесов. Как сказал Александр Сергеевич в своём интервью журналу «Наука и жизнь»: «Из космоса всё видно как на ладони, можно рассмотреть не только спиленное дерево, но и номер машины, на которой его вывозят из леса».
Теперь понятно, почему Александр Сергеевич Исаев, являясь одним из организаторов и ведущих исполнителей программы аэрокосмического мониторинга лесов России, присутствовал в Назимово на встрече. Скорее всего, он её возглавлял.
Вернёмся к нашему герою – доктору физико-математических наук, летчику-космонавту Георгию Михайловичу Гречко. Если внимательно посмотреть на фотографию, у Георгия Михайловича на груди две звезды Героя Советского Союза. За каждый полёт в космос в Советском Союзе присваивали звание Героя. А Георгий Михайлович был в космосе трижды.
Итак, я считаю, что совещание на базе института леса и древесины, которая находилась в Назимово, было связано с программой аэрокосмического мониторинга леса Сибири. Летчик–космонавт Георгий Гречко, собираясь третий раз в космос, скорее всего, выступал на данном совещании с докладом по аэрокосмическому мониторингу Сибири, который предполагался в программе его полёта. Видимо, Георгий Михайлович и Александр Сергеевич решали в Назимово большие проблемы.
Но почему же всё-таки Назимово?
Каждый год, пока функционировала в деревне база, в летний период из института приезжали экспедиции. Набирали местных жителей для работы в лесу. Местные жители, с которыми я встречалась, подтвердили своё участие в экспедициях. Они работали с пирологами, с гидрологами, с болотоведами.
«В летние каникулы надо было чем-то заняться. Жаль только, что в то время меня не интересовало, в чём заключается работа экспедиции, – вспоминает Юрий Яковлевич. Они прорубали профили, копали трёхметровые ямы, брали на анализ каждый срез почвы. Болотоведы брали анализы почвы со дна болот».
Вот и выходит, что Назимово стало не случайным местом для проведения совещания. На совещание, проходившее в одном из зданий на территории базы, никого из местных жителей не приглашали, оно носило закрытый характер. В тот день на теплоходе «Ипполитов–Иванов» в Назимово приехали доктора наук, министры лесного хозяйства со всех союзных республик тогда ещё существовавшего Советского Союза.
Удивительно, что каждый житель, встречавшийся в далёком 1984 году с Георгием Михайловичем и сохранивший свои воспоминания о том единственном дне, отмечает, что он, космонавт, был очень внимателен к людям, прост в общении, доброжелателен.
На всех фотографиях космонавт искренне улыбается, смеется.
Мне захотелось поближе соприкоснуться с внутренним, духовным миром этого человека. Узнать, как у него зародилась мечта о полёте в космос, как удалось её осуществить. На церемонии открытия мемориальной доски, посвящённой академику, дважды Герою Социалистического Труда, главному конструктору межконтинентальных баллистических ракет, искусственных спутников, межпланетных станций и космических кораблей Сергею Павловичу Королёву Гречко сказал: «Я не мечтал стать космонавтом, потому что Циолковский говорил, что в космос человек полетит через 100 лет. Но Королёв настолько сократил этот путь, что даже я, стремящийся сделать только ракету, чтобы мой сын испытал, а внук полетел, сам успел осуществить три космических полёта. Это кажется фантастикой! Я учился работать у Королёва».
Всё началось с фотографии, которую я увидела в музейной комнате. Оказалось, что за фотографией – целая эпоха, эпоха космоса, делали которую такие люди, как герой фотографии – Георгий Михайлович Гречко.