Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

09.04.2015 | Нешкольная история

Трансформация восприятия «вождя народов» И.В.Сталина

В массовом сознании южноуральцев

публикация:

Стенгазета


АВТОР: Дарья Ордина. На момент написания работы ученица 11 класса, г. Челябинск. Научный руководитель Марина Сергеевна Салмина. 3 премия XI Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия – ХХ век», Международный Мемориал

В 2008 г. проходила Всероссийская телевизионная акция «Имя России». В ней было необходимо выбрать имя, которое стало бы ассоциироваться у людей с Россией. «Победил» Александр Невский за него проголосовали 524.575 тыс. человек, а И.В.Сталин занял 3 место. За него проголосовали 519.071 тыс. человек. Разница голосов за И.В.Сталина с первым местом составила всего 5504 голоса. Следовательно, И.В.Сталин в нашей стране продолжает оставаться мощной исторической фигурой. В декабре 2009 г., в связи с юбилеем И.В.Сталина в общественной жизни страны вновь разгорелась ожесточенная полемика. Думаем, что исследование проблемы трансформации восприятия его персоны является на сегодняшний день актуальным.
Мой прадед Ватутин Иван Дмитриевич 1914г. рождения жил в селе Урукуль Кунашакского уезда. В семье было 7 детей. Жить было трудно, но в хозяйстве было 4 лошади и 3 коровы. На тот период времени хозяйство считалось зажиточным. В конце 1920-х годов их раскулачили и отправили г. Прокопьевск работать на шахты. Мой прадед несмотря ни на что самоотверженно трудился и был досрочно реабилитирован. В 1936г. он оказывается на строительстве БАМа и награждается как ударник-отличник за участие в развитии стахановского движения, за преданную и безукоризненную работу за строительство вторых путей, за активное участие в общественной жизни.
Удивительная вещь - хотя мой прадед и его семья пострадали от политики И.В.Сталина, но до сих пор, по словам Валентины Алексеевны Кривобоковой (двоюродная сестра моего деда, родилась в 1934г.) и моего деда, Ватутина Алексея Ивановича, И.В.Сталин остается кумиром их поколения, несмотря ни на что.
«Василечки, как глазочки,
Расцветают в полюшке.
За то Сталину спасибо,
Что живем на волюшке!»
Сходу напели мне мои близкие…
И захотелось мне самой во всем разобраться – что же за личность такая противоречивая, но очень мощная товарищ Сталин? Как относились к нему в разные исторические периоды мои земляки. Это стало для меня мотивом для проведения данного исследования.

Наступил день 5 марта 1953 г. Каким этот день стал для южноуральцев? «Скорбная весть о кончине великого вождя и учителя Коммунистической партии и советского народа, гениального продолжателя дела Ленина – Иосифа Виссарионовича Сталина, с быстротой молнии облетела весь город. Глубокой болью, как самое большое горе, она отозвалась в сердцах трудящихся города – металлургов, машиностроителей, железнодорожников, строителей, интеллигенции, служащих советских учреждений, учащихся школ, техникумов и студентов высших учебных заведений. <…> Большое горе, постигшее страну, запечатлелось на лице каждого прохожего. Знакомые молча обмениваются взглядами, боясь растревожить друг у друга общую боль. Даже дети, чувствуя великую утрату, ведут себя необычно серьезно…». Таким увидели этот день партийные работники г. Челябинска.
О смерти Сталина большинство опрошенных нами людей узнало на работе, в школе, некоторые в садике. Кутасина Л.М. вспоминает: «В детском саду построили всех на линейку перед портретом Сталина, перевязанным черной лентой: Заставили отстоять минуту молчания. Потом до обеда сидели на стульчиках, потому что играть не разрешали. Целый день все молчали».
Школьников выстраивали на линейку перед портретом Сталина, произносились траурные речи. Все плакали. Даже те, кто сейчас негативно воспринимает И.В.Сталина. Титова В.Г. (1941 г.р.), проживала в горном селе Биянка Ашинского района: «Училась я в 6 классе. В классе, прямо во время занятий вошел директор школы П.И.Шкуратов, бывший фронтовик и в рыданиях упал на учительский стол, закрыв лицо руками. После этого все собрались на главной площади – там располагались клуб, правление колхоза, школа, где прошел митинг». Сальникова А.А. (1945 г.р.), пос. Каменский, Увельского района: «Хотя я была всего лишь первоклассницей, но тот день отчетливо запомнился. Наша учительница сообщила нам о смерти И.В.Сталина и мы с подружкой, сидевшие за первой партой навзрыд расплакались. Такая тревога была во всем».
Мансурова Р.С. работала на ткацкой фабрике: «Пришла на смену в 5.00 утра, и вдруг объявляют о смерти Сталина. Все ревут… С работы отпустили». Когда она рассказывала нам об этом - плакала. Ромашкова М.К. вспоминает: «Шла по улице, а на встречу люди идут и ревут, говоря всем о смерти Сталина... Все ревели. В клубе был митинг». Нас потрясло, что из 21 опрошенного человека все без исключения сказали о том, что они плакали.

Большое впечатление на нас оказал тот факт, что даже боевой офицер, прошедший всю войну, капитан запаса В.Д. Тарасов в своем дневнике пишет о том, как тяжело он воспринял потерю И.В.Сталина: «Я не могу писать, слезы застилают мои глаза. Кажется, после смерти моего отца 6 сентября 1946г, мне не было еще так тяжело, как сегодня. Да и не только мне сегодня тяжело».
Итак, как мы узнаем из документов и фотографий, жители всех населенных пунктов Челябинской области немедленно отреагировали на скорбное известие о смерти вождя. На улицах были вывешены траурные флаги, на зданиях появились портреты И.С.Сталина, окаймленные траурными лентами. В областном центре в 8 утра горком КПСС провел совещание с секретарями райкомов и дал им указание о порядке проведения траурных митингов.
Люди стали собираться на улицах у репродукторов, начались митинги в учебных заведениях, на предприятиях. На митингах принимались письма в ЦК КПСС, Совету министров СССР и Президиуму Верховного Совета СССР, брались повышенные производственные обязательства, ряд комсомольцев, учащихся техникумов подали заявления в партию.
Не смотря на постигшее страну горе, жизнь текла своим чередом. Журналист А.Столяров приводит рассказ знакомого дворника о тех памятных днях: «Помню, как в начале марта 1953-го мою сеструху замуж отдавали. Браги наварили, еды закупили и гостей созвали, а тут, понимаешь, возьми да и Сталин крякни... Беда бедом! Траур, вопли, сопли и, главное, - никаких гулянок тебе. Запрет такой вышел. Как быть? Добру пропадать? Батя-партизан говорит: "А мы, ребята, по-партизански свадьбу отгрохаем!" И отгрохали. Закрыли ставни, на окна двойные одеяла повесили, проверили светомаскировку, столы накрыли и закрючились. Гостям только на условный стук и пароль открывали: "Дайте в долг полбулки к ужину!" Пели, плясали, словом, смерть вождя для нас не стала помехой».
Итак, вождя похоронили. Но жизнь продолжалась и южноуральцы застыли в ожидании того, что будет дальше. Ведь потеря вождя, человека, который для многих, посмеем даже сказать, для большинства южноуральцев был непререкаемым авторитетом, был отцом и учителем, была серьезным психологическим ударом. Были утеряны ориентиры в жизни.

Интересно, что в сборнике документов ОГАЧО «Общество и власть», сразу после опубликованного документа о проведении траурных мероприятий, следуют любопытные документы: № 52 «об усилении бдительности и режима секретности» от 26 марта 1953 г., № 53 «об откликах населения на Указ об амнистии» от 30 апреля 1953 г., № 54 «о массовых беспорядках заключенных» от 21 августа 1953 г. Начиналась новая жизнь…
Наступил 1956 год: ХХ съезд партии, доклад Н.С.Хрущева, постановление «О преодолении культа личности и его последствий», сохранившееся в некоторых семейных архивах. Почитали брошюру и мы. Она строится на оправдании бездействия партии во время правления И.В.Сталина. В ней критикуется культ личности и приводится множество аргументов, объясняющих это бездействие. Партия критикует И.В.Сталина, о себе же говорит, что «смелая и беспощадная самокритика в вопросе о культе личности явилось новым ярким свидетельством силы и крепости нашей партии и советского социалистического строя. Можно с уверенностью сказать, что ни одна из правящих партий капиталистических стран никогда не рискнула бы пойти на подобный шаг… Но Коммунистическая партия Советского Союза, воспитанная на революционных принципах марксизма-ленинизма, сказала всю правду, как бы она не была горька».
Этой книгой партия оправдывает себя, говорит о своей невиновности в том, что творилось в стране. По воспоминаниям ныне пожилых людей, живших еще при И.В. Сталине, особого доверия к новому руководству страны у них не было. «При Сталине был порядок, вот бы его сейчас вернуть!» − так говорили почти все пожилые люди. Многие вспоминали, что после смерти Сталина наступила неизвестность. Что будет дальше? Что принесет новая власть? Никто не знал. Было только понятно, что все изменится.
О том же свидетельствуют и архивные документы. В июле 1956 г. в Челябинской области на всех предприятиях и учреждениях началось обсуждение постановления ЦК КПСС о преодолении культа личности. Только за пять дней с 15 по 20 июля 1956 г. в 7 районах города Челябинска было проведено 66 партийных собраний, в одном Тракторозаводском районе прошло 18 собраний! Многие после доклада Н.С.Хрущева стали утверждать, что в поступках И.В.Сталина виноваты и члены ЦК КПСС. Например, из постановления партийной организации цеха № 5 Патефонного завода 1956г. ясно, что люди обвиняют бывших членов Политбюро в том, что они не приняли меры, чтобы Сталин не возвысился над партией.
Люди обвиняют в основном не только Сталина, но и его окружение. Вместе с тем, у людей возникало множество вопросов: будут ли сняты портреты Сталина; не послужит ли дальнейшее возвеличивание В.И. Ленина превращению в культ личности; почему у нас в стране одна-единственная партия, не является ли это ущемлением демократии. Раньше задавать такие вопросы, даже думать о них запрещалось. После смерти И.В.Сталина появилось некое послабление. Теперь можно было высказывать даже негативное отношение к Сталину. Критика же партии была нежелательной.

В этой связи интересной нам показалась судьба В.П.Полетаева. Он прожил в Челябинске 15 лет, приехав сюда в 1962 г., после ссылки в г. Тайшет, которую отбывал по статье 70, часть 1-я УК РСФСР за хранение рукописи «Открытое письмо», написанной им после смерти Сталина. В.П.Полетаев вспоминал о том, что стал задумываться над противоречиями действительности еще при жизни Сталина: «Я видел обезлюдевшие, голодные, разоренные деревни. Я видел, как калмыков привозили в Сибирь лютой зимой… Не верить Сталину я тогда не мог, я даже не допускал этого в мыслях. Я слепо верил тому, чем забивали мне голову с самых пеленок. Но от вопросов жизни нельзя уйти». Через несколько лет после смерти Сталина, в 1958 г. вышли статьи в журнале «Коммунист» и в газете «Комсомол». Именно они, как утверждает В.П.Полетаев, подтолкнули его к написанию «Открытого письма». В нем он критиковал действия ЦК и выдвигал свои версии возникновения культа личности. Вот что он пишет: «Развитие у нас идет от культа личности к культу личности, потому что причины, приводящие к культу, живы; живы и действуют защитники сталинизма. Идет большая политическая трескотня о заслугах «ленинского ЦК», разоблачившего будто бы культ Сталина. Если говорить прямо, то нет тут никакой заслуги. Н. Хрущев сказал на ХХ съезде КПСС о культе Сталина ровным счетом столько, насколько это было выгодно ему… Культ Сталина был навязан руководящим ядром во главе с самим Сталиным сначала партии и государству, а через них всему народу. Роль людей, окружавших Сталина, во всем этом очень велика». Его судьба - образец того, что заявленная после смерти И.В.Сталина демократизация ровным счетом ничего не стоила. Все оставалось по-прежнему – за хранение рукописи с такими вот взглядами человек был осужден. Вот и вся «демократия»!
Хотя, конечно, многие южноуральцы признали политику партии правильной: «Нарушение демократизма в нашей стране тормозило развитие государства, и культ личности причинил немалый вред. Теперь другое дело. Ведь наше правительство и Центральный Комитет КПСС по всем серьезным вопросам международной и внутренней обстановки советуется с народом. <…> Теперь стало легче дышать. А при жизни Сталина боялись думать даже о выступлениях с предложениями в государственных делах. А теперь правительство свободно советуется с нами и учитывает предложения народа» - заявил на собрании в цехе 700 ЧТЗ беспартийный начальник цеха т. Каток. Мы отметили, что ключевым его словом является слово «боялись». Да, наверное, уход этого слова из жизни – важное завоевание ХХ съезда.
Как заметил Б.П. Курашвили в своей книге «Куда идет Россия?» «По недостоверным данным («сказал такому-то старому другу»), Сталин не исключал свое посмертное «Свержение», может быть даже появление бранного термина «сталинизм».
Да, свержение состоялось…К началу 1960-х исчезли портреты со зданий и из кабинетов, были распилены и выброшены на «свалку истории» памятники.
Памятник Сталину в закрытом г. Озерске был распилен напополам и выброшен. Один местный житель подобрал его и поставил у себя на огороде.

Состоялись грандиозные переименования: исчезли Сталинские районы в Челябинске и Магнитогорске, у проспектов появились новые имена. Нам удалось разыскать лишь один документ о переименованиях в Челябинской области, но т.к. он относится к 5 октября 1957 г., то имени вождя в нем еще нет (не решают замахнуться), а даются общие установки по выполнению Указа Президиума Верховного Совета СССР об упорядочении дела присвоения имен. «В городах и районах области имеется 69 улиц, подлежащих переименованию. Из них на 5 октября с.г. переименовано 42 улицы, носившие имена Молотова, Кагановича, Маленкова и др». Далее следуют заверения о завершении работы в ближайшее время.
Переименовывают и продукцию предприятий. Новый тяжелый танк, создававшийся с 1949 г. получил название «ИС-10», но так как в марте И.В.Сталин скончался, был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 15 декабря 1953 г. уже под названием «Т-10». Имя И.В.Сталина очень быстро «выходит из обращения». Современная молодежь не может расшифровать название танка, да и вообще танк «ИС-3», стоящий на постаменте Комсомольской площади Челябинска, горожане почему-то называют «Т-34»…
В рамках кампании по искоренению культа личности Сталина дипломы и значки лауреатов Сталинской премии были заменены с 1961 г. на дипломы и значки лауреатов Государственной премии.
С грамот и дипломов, которые вручались южноуральцам за их заслуги и достижения исчезли портреты вождя. Например, на грамотах передовика сельского хозяйства, изобретателя Кузнецова А.А. из Увельского района в 1950 г. мы видим портрет И.В.Сталина, а уже в 1959 г. остается только портрет В.И.Ленина. Любопытно, что на Свидетельстве участника Всесоюзной сельскохозяйственной выставки А.А. Кузнецова за 1954г. в верхних углах документа еще находится два вождя партии.
Вносятся коррективы в поэтическое и песенное наследие сталинских времен. Так, после смерти И.В.Сталина фильм "Трактористы", также как и другие идеологизированные работы режиссера И.Пырьева, подвергся изменениям. Знаменитый Марш советских танкистов, в котором в оригинале звучит следующий припев:
«Гремя огнём, сверкая блеском стали,
Пойдут машины в яростный поход,
Когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин,
И первый маршал в бой нас поведёт.»
Во времена Н.С.Хрущева песню переозвучили:
«Гремя огнём, сверкая блеском стали,
Пойдут машины в яростный поход,
Когда суровый час войны настанет,
И нас в атаку Родина пошлёт».
Сегодня население Челябинской области, как и многих других регионов страны, по-прежнему не определилось в своем отношении к личности И.В.Сталина. Это мы видим в средствах массовой информации, в существовании «просталинских» периодических изданий, таких как, например, газета «Танкоград». 29 сентября 2009 г. челябинское отделение Союза писателей России отметило свой 75-летний юбилей и нескольких юбиляров Союза наградили памятными медалями Иосифа Сталина.
Челябинская область «прославилась» на всю страну, установив в одной из школ памятник вождю, а с другой стороны общественность города много сил отдает для увековечивания памяти невинно репрессированных жителей Челябинской области…

Возможно, что с уходом поколения, которое жило в эпоху Сталина, что-то и изменится, люди легче будут относиться к оценке тех событий, уйдут эмоции и можно будет объективно оценить ту эпоху?
Мы спросили у школьников 8-ых и 11–х классов нашей школы, что они знают о Сталине. На вопрос, кто такой Сталин, большинство ответило: «правитель», «вождь» и «глава государства». Ответы общие, никак не характеризующие Сталина. Мы предложили школьникам назвать по три ассоциативных слова, которые возникают у них при имени Сталина. Оказалось, что со Сталиным у большинства из них ассоциируются усы и трубка. Были даны такие ответы как «война», «репрессии», «танки». Вместе с тем, в ответах присутствует много любопытных характеристик: «любитель трубки», «великий император», «небритый», «нелысый». Общим в ответах стало то, что все единогласно говорят: страна после смерти Сталина изменилась в лучшую сторону.
На вопрос о том, возникает ли имя И.В.Сталина в семейных бытовых разговорах, школьники ответили, что в семьях о Иосифе Виссарионовиче говорят мало, и, если вспоминают, то бабушки и дедушки. Большинство из одиннадцатиклассников интересуются Сталиным, и признаются, что им это интересно. Восьмиклассники же, в большинстве своем, предпочитают не разговаривать о Сталине, так как это их мало интересует.
Поэтому трудно предсказать то, как лет через 50 будут оценивать роль такого политика как И.В.Сталин в нашей стране…
Итак, наше исследование завершено.
Размышляя над вопросом о том, что же ушло из жизни южноуральцев после смерти вождя, а что осталось им в наследство во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг., просмотрев готовую работу, мы установили следующее.
Ушло:
Названия районов, улиц, заводов;
С улиц и площадей исчезли монументы и портреты вождя;
В помещениях со стен сняли портреты;
Пропали полотна живописцев с названиями «Сталин и пионеры» и т.п.;
Сменились названия моделей техники;
Сталинскую премию заменили Государственной;
Конспектирование трудов вождя перестало быть необходимым;
Ушел страх.
Осталось:
Индустрия, созданная по планам первых пятилеток;
Планировка и архитектура городов;
Просторные добротные квартиры «сталинки»;
Имя города «Челябинск»;
Победа в Великой Отечественной войне;
Трагедия раскулаченного крестьянства;
Трагедия семей невинно репрессированных;
Чувство обманутости у населения;
Легкость и относительная свобода мысли и творчества.
«Культ Сталина, поскольку он был принят народом, при всей своей абстрактной абсурдности (человек – не бог) служил эффективным средством управления». Приходится соглашаться с господином Б.П.Курашвили. Конечно, за годы нахождения И.В.Сталина у руля управления страной Челябинская область преобразилась до неузнаваемости, можно сказать, что получила «второе рождение», но в те же самые годы область лишилась своей политической и хозяйственной элиты, крепких крестьянских хозяйств…
Восприятие И.В. Сталина жителями Челябинской области под влиянием процесса десталинизации трансформировалось к началу 1960-х гг. из представлений о Сталине как о «вожде народов» в представление о нем как о «тиране», об этом нам свидетельствуют архивные документы и свидетельства очевидцев. В воспоминаниях людей часто звучат фразы: «жили в состоянии постоянного страха», «я ничего хорошего он него не видела», «я ничего хорошего он него не видела», «я сейчас понимаю, что самым ужасным в том времени был страх, порождаемый политикой тирана-Сталина». Видимо, это обстоятельство приводит к ожесточенным спорам южноуральцев о роли И.В.Сталина в истории нашего края. Мы же вынуждены согласиться и с премьер-министром В.В.Путиным, который, отвечая на этот вопрос в рамках телеконференции 2009 г. сообщил зрителям: «Я оставил этот вопрос, понимая его остроту. И ведь в чем проблема: отзовешься положительно - одни будут недовольны, отзовешься отрицательно - другие». Таким образом, премьер-министр признал, что в современном российском обществе оценка роли И.В.Сталина россиянами между положительно и отрицательно оценивающими людьми делится примерно 50 на 50. А это очень серьезная пропорция.
Работа написана в 2010 году. Печатается с сокращениями









Рекомендованные материалы


Стенгазета

Сельский учитель. Часть 3

Совсем уж было размечтался Тихон о городской жизни, но не получилось. Сказали, что в Москву ему нельзя ‒ во время войны он несколько месяцев находился на оккупированной территории. Так было обидно молодому парню. На оккупированной территории он, шестнадцатилетний, перенес голод, унижения и страх. И из-за этого он оказался человеком второго сорта.

Стенгазета

Сельский учитель. Часть 2

Мать ей сказала: «Катя, надо говорить не то что думаешь, а то, что надо». А отец добавил: «Такое сейчас времечко». В то время именно такой принцип был самый безопасный для любого человека. И частенько, призналась учительница, приходилось ей говорить то, что надо: на уроках, собраниях и совещаниях, за кафедрой перед населением. Почти всю свою трудовую жизнь.