Эксмо, 2011
22.06.2011 | Книги
Девочка и СмертьИсторию жизни Лизель рассказывает сама Смерть, ни меньше, ни больше.
Маркус Зузак – тридцатилетний австралиец, выросший на неправдоподобно страшных рассказах родителей, эмигрантов из Австрии и Германии. Главная героиня его романа, Лизель Мемингер, девочка, чудом уцелевшая в разгромленном с воздуха немецком городке в августе 1943 года. Историю жизни Лизель по воле автора рассказывает сама Смерть, ни меньше, ни больше.
Усыпанный всевозможными премиями роман Зузака дошел до русскоязычного читателя в покалеченном виде. Западная критика, заботливо собранная издателями «Книжного вора» на отдельном развороте, наперебой восторгается его поэтичностью.
В переводе Николая Мезина метафоры, сравнения и эпитеты будто бы разбросало взрывной волной, выражения, очевидно сильные в оригинале, лежат на страницах безжизненным набором слов вроде «меня обуревают люди».
Ближе к концу растущее сюжетное напряжение вытесняет потерянную при переводе поэзию и другие украшающие текст фигуры. Остается только ожидание конца, который невозмутимый рассказчик анонсирует почти сразу, но который не становится от своей предсказуемости менее страшным.
В «Книжном воре» нет радости победы. Его героям, немцам, чуждым идей и преступлений нацизма, достается только поражение, страшный Сталинград и бомбардировки союзников. Рассказывая о Второй мировой, Смерть отказывается от слов «судьба», «случай» и почти не упоминает о боге. В ответ на вопрос «кто виноват», она советует читателю обратиться к зеркалу. В гибели маленького городка повинен не злой рок, а реющие во тьме бомбардировщики. Смерть в «Книжном воре» - усталый чернорабочий, разбирающий груды человеческих тел, обезображенных человеческими же руками.
Тем ценнее для мрачного рассказчика оказывается история выжившей немецкой девочки, которая оплакивала умершего брата, дралась, воровала книги и яблоки, училась читать по справочнику могильщика и вместе с приемными родителями прятала в своем подвале еврея.
Как это все может существовать вместе - тревожит Смерть и не укладывается в ее голове; происходит это потому, что именно боль, страдания, счастье, самопожертвование, подлость и доброта, собранные все вместе, становятся жизнью, - ее полной противоположностью.
Как ни парадоксально, «Книжный вор» - жизнеутверждающая книга, и записки Лизель Мемингер, подобранные Смертью на развалинах ее сгоревшего дома, больше говорят о любви, чем об ужасе.
Книжный сериал Евгении Некрасовой «Кожа» состоит из аудио- и текстоматериалов, которые выходят каждую неделю. Одна глава в ней — это отдельная серия. Сериал рассказывает о жизни двух девушек — чернокожей рабыни Хоуп и русской крепостной Домне.
Они не только взяли и расшифровали глубинные интервью, но и нашли людей, которые захотели поделиться своими историями, ведь многие боятся огласки, помня об отношении к «врагам народа» и их детям. Но есть и другие. Так, один из респондентов сказал: «Вашего звонка я ждал всю жизнь».