Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

25.11.2005 | Просто так

При чем здесь чукча

Ни к какому расизму, ни к какой ксенофобии не может иметь никакого отношения то, что остроумно и весело

«А нет ли каких-нибудь новых анекдотов из Союза?» - с чуть-чуть нерусским синтаксисом и с некоторым интонационным акцентом спросил меня мой друг, эмигрировавший в Америку в середине 70-х годов. А разговор наш происходил в начале 90-х в городе Нью-Йорке, куда я попал впервые. Я рассказал ему какой-то первый вспомнившийся мне анекдот про чукчу – кажется, про то, что чукча не читатель, а писатель. Поскольку приятель мой был как раз писатель, мне показалось, что ему это будет забавно. Но ему не было забавно. Он грустно сказал: «Да, как была Россия расистской страной, так и осталась». Тут пришла очередь взгрустнуть и мне. Во что, подумал я, превратила веселого смешливого человека суровая и стерильная политкорректная реальность.

«Ты, в общем-то, прав, - сказал я, - Россия действительно довольно-таки сильно заражена бытовым расизмом. Но вот только анекдоты про чукчу здесь совершенно ни при чем».

Действительно, чукча тут ни при чем, как, впрочем, ни при чем и прочие персонажи особого этнографически окрашенного фольклора, присущего всем постимперским народам. В мае этого года я был в Тбилиси, где рассказывал своим новым грузинским знакомым, что в советские годы в России существовал такой фольклорный анекдотический «грузин» - богатый, щедрый, любящий пустить пыль в глаза, говоривший со смешным акцентом и к реальному грузину едва ли имевший особое отношение. В общем, «палто нэ надо». «Да, - сказала одна дама, - я помню эти анекдоты. Эти грузины носили кепки-аэродромы, какие носят тбилисские евреи, и разговаривали с азербайджанским акцентом».

Этот смешной грузин тоже ни при чем. И ни при чем медлительный и основательный «эстонец».  И ни при чем «еврей», «украинец» и все прочие.

Да ладно - Россия. Вот во Франции, например, рассказывают анекдоты про бельгийцев. Этой весной в Париже мне рассказали такой, довольно, надо сказать, черноватый анекдот: «Вопрос: что такое «скелет в шкафу»? Ответ: это бельгийский мальчик, который играл в прятки. И выиграл».

А это при чем? А это к чему имеет отношение? К шовинизму, к бельгиефобии? Чушь, разумеется. Ни к какому расизму, ни к какой ксенофобии и никаким  прочим формам человеконенавистничества не может иметь никакого отношения все то, что остроумно и весело…

Я помню, как однажды, в конце 90-х годов, я чуть не сорвал выпуск издания, в котором тогда работал. Я этого не хотел, это получилось случайно. Просто я пришел к коллегам из отдела политики, где горячо обсуждался какой-то материал про Чечню, и сказал, что мне пришли в голову неплохие имена для трех полевых командиров: Ушат Помоев, Букет Левкоев и Рулон Обоев. Дня на три работа застопорилась. Из разных углов редакции возникали спонтанные взрывы. Из одного угла слышалось: «Камаз Отходов» (Взрыв). Из другого – «Рекорд Надоев» (Опять взрыв). Из третьего – «Парад Уродов» (Залп в сорок три орудия). Потом эти чудесные имена-фамилии долго блуждали по интернету, лавинообразно обрастая все новыми образцами стихийного иметворчества.

Летом следующего года я поехал в Эстонию, где развлекался в том числе и тем, что от нечего делать придумывал эстонские фамилии, а также географические названия. Эта тема оказалась не менее заразительной, чем «чеченская». Жаль, поленился я записать свои вещие откровения, а потому многое забыл. Помню вот город Вырву-Кохти.

А также запомнилось мне как бы начало как бы главы из как бы учебника: «Эстонский советский писатель, лауреат Ленинской и государственной премий, герой социалистического труда Порно Сайт родился в 1919 году в рыболовецком поселке Трахну-Выдру в северной Эстонии, где и провел свои детские годы».   

Ну, вот. А это что? Ксенофобия? Великодержавный шовинизм? Ответ на этот вопрос у меня есть: мои эстонские друзья, когда я им демонстрировал свои ономастические изыскания,  очень веселились и просили еще. А другого ответа нет и быть не может.

Войны и геноциды затевают вовсе не те, кто придумывает и рассказывает смешной анекдот про соседа. Войны затевают те, кому кажется, что сосед собирается отравить его корову или заглядывается на его жену.

А Чукча тут ни при чем.



Источник: "Грани.ру", 2.11.2005,








Рекомендованные материалы



Виталик и внешняя политика

«Да меня там выгнали из одной компании, суки! — охотно сообщил Виталик. — Я там Новый год встречал. Чего-то там хозяину не понравилось. Говорит, что я с его женой чего-то там не так. Ну, и выгнали меня, короче! Ну, я ушел, конечно. Но не просто так ушел. Я вышел на улицу — а квартира там на первом этаже, — и снаружи хрясть по окну! С Новым годом, кстати».


Смех и грех

Вопрос был такой: «Может ли служить объектом шуток, анекдотов и юмора Холокост?» Такие или подобные вопросы стали довольно распространены именно в наше время. Я и в этом не нашел для себя ничего нового, но зачем-то дал ответ, неизбежно выросший в боковую ветку общего разговора.