12.12.2007 | Париж Дельфины де Жирарден
Национальные характеры21 октября 1837
Каждый из нас имеет свое собственное представление о роде человеческом; каждый строит собственную классификацию и выделяет внутри огромной семьи, именуемой человечеством, разные группы согласно их вкусам, добродетелям и порокам. Ученые разделили людей на расы: египетскую, греческую, славянскую и проч. и указали отличительные черты, по которым можно немедленно узнать любого представителя той или иной расы; именно этой премудростью они руководствуются и в своих отношениях с обществом, и при выборе знакомств: настоящий ученый, уверенный в выводах своей науки, никогда не возьмет в жены женщины неподходящей расы, никогда не наймет слугу, принадлежащего, например, к расе греческой.
Греки, скажет он, народ смышленый, но все сплошь воры и чревоугодники. Под греками он разумеет не жителей Пелопоннеса, но людей, имеющих определенное телосложение, определенную форму черепа, определенные руки, ноги и челюсти.
Грек -- воришка и чревоугодник, он съест у меня сахар, -- думает ученый и нанимает слугу, принадлежащего к расе более почтенной, не такой смышленой, но зато отличающейся безупречной честностью и преданностью; правда, этот слуга – болван, и у него на глазах из дома ученого выносят все столовое серебро. Вот к чему приводит излишняя ученость.
Провинциалы по-прежнему здесь, но их не узнать. Их манеры и повадки переменились полностью; куда делось простодушное изумление, которое немедленно указывало на их происхождение? куда делись те поразительные уборы, которые обличали их малую родину?
Отличительная черта женщин, о которых мы говорим, заключается в том, что они вовсе не похожи на женщин и более всего напоминают бойких кукол, внезапно обретших дар движения и речи; они стараются держаться величаво, но остаются чопорными и жеманными