Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

15.05.2007 | Колонка

Позолоченная середина

Нынешний расклад общественных сил в России способствует развитию не среднего класса, а диковинного сословия-мутанта

В емком термине «средний класс» слышна и золотая середина с ее здравым смыслом, но здесь же - усредненность и даже посредственность, к чему я как литератор привык относиться с предубеждением.

Люди этого сословия могут позволить себе на деньги, заработанные квалифицированным трудом, поваляться зимой на берегу теплого океана, или сфотографироваться на фоне Эйфелевой башни, Колизея и т. п.

Они могут дать детям пристойное образование, и это не разорит их вконец. Исторически сложилось, что существование среднего класса подразумевает наличие либеральных свобод. Такая связь есть на Западе. Но не все связи универсальны. Например, М. Гаспаров писал, что когда человечество как биологический вид обрело уверенность в собственном физическом выживании, позволительным сделалось иметь и нарушителей границ традиции – романтиков, чтобы эти байроны испытывали на себе всякие новшества. Впрочем, оговаривается ученый, в Китае, при прочих равных, романтизма не наблюдалось.

Так что универсалии универсалиями, а традиции традициями.

Нынешний (традиционный) расклад общественных сил в России способствует развитию не среднего класса на западный манер, а диковинного сословия-мутанта.

Государство после короткого обморока очнулось и по старинке подминает под себя одну область гражданской жизни за другой. Нацию натаскивают, как служебную собаку: брать корм только у своих, а любое даяние со стороны, будь то яйца Фаберже, или медоборудование, должно пройти через руки власти, чтобы пахло хозяином. Независимость наказуема: ты либо подкуплен, либо злоумышляешь, подкупая. При таком раскладе лицензия на попадание в средний класс выдается государством в обмен на лояльность.

Если можно за многотысячный молодежный митинг в поддержку власти расплатиться майками и пейджерами, почему нельзя, дав тем же людям сносную квалификацию, сформировать из них класс, придающий устойчивость обществу, каково оно есть?

Наградив это сборище вместо безделушек всеми атрибутами среднего класса, кроме одного: либеральных свобод. Очень даже можно, когда государство на раздаче.

Официальным идеологам нравится повторять за Пушкиным, что правительство у нас – единственный европеец. Цитировать так цитировать. «Подлость в каждой жилке», - это тот же Пушкин аттестует свое самочувствие после неожиданной встречи с царем. И это - исконно наше чувство (кому приятное, кому наоборот), которое нам гарантировано от каждого соприкосновения с властью - при традиционном положении вещей.



Источник: "Другой взгляд" №2,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»