Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

07.08.2005 | Театр

Широко закрытыми глазами

Итоги прошедшего театрального сезона: все не так мрачно

Завершившийся театральный сезон в Москве у завзятых театралов оставил впечатление мрачное. Для зрителей, что в театр ходят два-три раза в год  (а таких подавляющее большинство, надо признаться) вполне можно назвать пяток удачных премьер с отличными актерскими работами, которые непременно стоит посмотреть в будущем. Но сыграли-то около полутора сотен новых спектаклей. И те, кто ходил в театр чуть ни каждую неделю, настрадались изрядно. Давненько на столичных сценах не случалось столько откровенных провалов, причем редко — творческих неудач, и слишком часто — откровенно бездарных и нагло халтурных работ.

Худосочные тексты, которые их закомплексованные авторы почему-то назвали пьесами, попадали в репертуар даже солидных театров, только потому, что теперь принято поддерживать «новую драму». Ну, не без разбора же!

Режиссеры, не стесняющиеся пользоваться чужими находками, взятыми иногда прямо из вчера увиденной премьеры. И ладно бы по делу. А то пихают в спектакль все имеющиеся свои и чужие избитые приемчики ради того, чтобы прикрыть скудость мысли и чувств, которых явно не хватает на два-три «проекта», репетируемых одновременно с разными труппами.

Безголосые актеры, из последних сил сипящие в радиомикрофоны нечто мимо нот  и коряво дергающиеся в якобы модерн-дансе, потому что теперь без мюзиклов жить не принято. А ору-то, ору-то сколько. Порой кажется, что теперь актерский темперамент измеряется в децибелах и количестве слюны, долетающей до зрителей. Специально не называю имен и названий — места жалко. Да если забудешь кого, остальные обидятся. Самое бы время всплакнуть над утерянной великой традицией и о загубленной школе, да удачи прошедшего сезона не дают. Были ведь они, были. И давайте лучше о них…

 

Лучшие спектакли московского сезона 2004-05 

Выбор «ВД» 

1. Лес

2. Бытие №2 

3. Шинель

4. Мальчики

5. Смерть Тарелкина (постановка А.Левинского) 

Рейтинг, составленный по опросу ведущих театральных обозревателей

1.  Лес

2.  Мальчики

3.  Голая пионерка

4.  Три сестры

5.  Шинель

«Лес» Островского, поставленный в МХТ им. Чехова режиссером Кириллом Серебренниковым – однозначный лидер. И не потому только, что это очень смешная комедия. Серебренников – режиссер остросоциальный. Но никогда прежде его рациональные, намеренно упрощенные идеи не были так расцвечены блистательным актерским ансамблем, где каждый — звезда и тонкий отзывчивый партнер одновременно. Да и пьеса живая, многозначная, смачная, глубокая — для хорошего актера всегда угощение.

Спектакль «Бытие №2» режиссера Виктора Рыжакова и автора-исполнителя Ивана Вырыпаева (та же компания, что сделала знаменитый «Кислород») замечен многими, но далеко не всеми принят. Диалоги с Богом, которого нет, дополненные скабрезными частушками-комментариями, некоторых откровенно покоробили. Для меня же «Бытие №2» стало самой искренней и отчаянной попыткой найти своего Бога, который есть. Попытка людей умных и талантливых: и режиссера, и автора, и актеров — Александра Баргмана и Светланы Ивановой.

Гоголевской «Шинелью» открылась новая «Другая» сцена театра «Современник». И если в режиссуре Валерия Фокина и его прочтении знаменитой прозы никаких открытий не случилось (узнаваемые приемы отменного профессионала), то игра Марины Нееловой в роли Башмачкина просто завораживает.  На той же сцене следующей премьерой стала весьма спорная, но совсем не пустая «Голая пионерка» Кирилла Серебренникова с Чулпан Хматовой в главной роли. Два таких спектакля обещают «Современнику» «другую» жизнь.

Спектакль «Мальчики» — дипломная работа мастера Сергея Женовача со своим выпускным курсом РАТИ-ГИТИСа. Режиссер «поймал» тот уникальный момент, когда его ученики еще достаточно юны, чтобы стать мальчиками-гимназистами из романа Достоевского «Браться Карамазовы», но и уже достаточно профессиональны, чтобы суметь не только почувствовать, но и выразить на сцене юношеский максимализм, незащищенность и страстную веру. Спектакль так высоко поднялся во всех рейтингах еще и потому, что обещает рождение нового театра.

Пьеса «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина — настоящий хит сезона (три премьеры). Но именно Алексей Левинский сумел поставить по ней живой, ненавязчивый, некрикливый спектакль, при этом самый острый и страшный. О том, как мы привыкли ко злу, как мы все научились с ним жить, как ужасно то, что мы его уже не боимся. Актеры театра им. Ермоловой  оказались замечательными профессионалами, остроумными, музыкальными, с точным ощущением стиля. Что значит: попали к своему режиссеру.

 

Лучшие женские роли

1.      Наталья Тенякова («Лес»)

2.      Марина Неелова («Шинель»)

3.      Чулпан Хаматова («Голая пионерка»)

4.      Светлана Иванова («Бытие №2»)

5.      Евгения Добровольская («Лес») 

О том, что Наталья Тенякова еще со студенческой скамьи мечтала сыграть стареющую барыню Гурмыжскую, влюбившуюся в недоученного гимназиста, некоторые знали давно. Но никто не знал, как она это сделает. Ее Гурмыжская смешна, жалка и неотразима одновременно. Да еще видит себя со стороны. Она все знает о страсти, охватившей ее, и цену ей знает, но ничего не в силах поделать. Актриса свою героиню не щадит, но в самые гомерические моменты она умеет вызвать к своей Гурмыжской искреннее сочувствие зрителей. Роль Улиты в этой пьесе обычно играют характерные старухи. Евгения Добровольская сыграла женщину, которой в мире, где нет мужиков, приходится быть старой, независимо от возраста. А уж какой дуэт она составляет с Теняковой! Вспомнить хотя бы, как они танго отплясывают.

 

Лучшие мужские роли

1.      Дмитрий Назаров («Лес»)

2.      Константин Райкин («Косметика врага»)

3.      Алексей Левинский («Сцены из деревенской жизни»)

4.      Авангард Леонтьев («Лес»)

5.      Александр Матросов («Джан»)

Роль трагика Несчастливцева  драматург Островский писал специально для Дмитрия Назарова, хоть и за целый век до рождения этого артиста. Великий драматург знал, что таких актеров русская земля время от времени рожает. Подлинное благородство, таящееся в манерах провинциального лицедея, наивная доверчивость, не убитая знанием жизни, и природная мощь большого человека. Причем Назаров лишает Несчастливцева всякого пафоса. Он подтрунивает над ним, заставляя зал хохотать до упаду. Но и актер, и зал нескрываемо любуются его героем. Есть отчего. Партнер Назарова по спектаклю Авангард Леонтьев (Счастливцев), Константин Райкин в роли  Текстора Текселя («Косметика врага», режиссер Роман Козак, театр им.Пушкина—«Сатирикон») и Алексей Левинский в роли Серебрякова («Сцены из деревенской жизни», режиссер Юрий Погребничко, театр «ОКОЛО») сработали в меру своего таланта, подтвердив свое незаурядное мастерство. А вот молодой актер Александр Матросов в спектакле режиссера Романа Козака «Джан» просто удивил: суметь стать Назаром, «простым» героем сложнейшей прозы Платонова, не всякому профессионалу под силу. А Матросов очень точно почувствовал Назара (не без помощи режиссера, конечно). 

 

Самые заметные дебюты

1.      Курс Константина Райкина («Страна любви», «Сатирикон»)

2.      Курс Сергея Женовача  (все дипломные спекли мастерской Женовача)

3.      Клавлия Коршунова («Подлинная история М. Готье», режиссер Юрий Еремин, «Современник»)

4.      Петр Кислов («Изображая жертву», режиссер Кирилл Серебренников, МХТ им. Чехова)

5.      Антон Хабаров («Подлинная история М.Готье») 

О том, что у нашей театральной школы еще есть порох в пороховницах, свидетельствует то, что выпустились сразу три талантливых курса в трех разных училищах. Константин Райкин со своим учениками в Школе-Студии МХАТ не побоялся целый спектакль на огромной сцене «Сатирикона» поставить — «Страну любви» по сказке Островского «Снегурочка». Драйв, потрясающая пластика, свежие голоса — вот уж кому любой мюзикл по плечу. А тут еще и история первых страстей, захватывающая и пугающая. Пока трудно сказать, как они смогут играть в «тихих», тонких психологических спектаклях. Но Райкин их взял свой театр, где этот жанр почти не востребован. За «психологизм» ответили ученики Сергея Женовача в РАТИ-ГИТИСе. Они мечтают о своем театре: студийном, камерном, ненатужном, задушевном. Пока их трудно представить на большой сцене, но они туда и не рвутся. А в малом зале они уже публику завоевали всеми своими шестью спектаклями. Курс Виктора Коршунова из Щепкинского училища разошелся по разным театрам, но расхватывали его выпускников как горячие пирожки: потому что выучены отменно. Клавдия Коршунова и Антон Хабаров, сыгравшие Маргариту Готье и Армана Дюваля в знаменитой мелодраме о «Даме с камелиями» на сцене «Современника» — именно с этого курса. Сыграть мелодраму без слащавости или жесткой иронии, а по правде чувств — это уметь надо. Они сумели. И, наконец, Петр Кислов, — еще студент Школы-Студии МХАТ, который уже успел получить «Хрустальную Турандот» за лучший дебют сезона. Он сыграл современного Гамлета в смешном, эклектичном спектакле Кирилла Серебренникова «Изображая жертву». И, пожалуй, единственный, кто в этом спектакле-капустнике, где у каждого участника есть свой фирменный прикол, сыграл по-хорошему всерьез.  

Вот так перечтешь тобою же подведенные итоги сезона, и он уже покажется не таким и мрачным: есть мастера, есть перспективы. А все плохое долго на сцене не задержится. И не надо.



Источник: "Ваш Досуг" № 31, 4-14 августа 2005,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
23.02.2022
Театр

Толстой: великий русский бренд

Софья Толстая в спектакле - уставшая и потерянная женщина, поглощенная тенью славы своего мужа. Они живут с Львом в одном доме, однако она скучает по мужу, будто он уже где-то далеко. Великий Толстой ни разу не появляется и на сцене - мы слышим только его голос.

Стенгазета
14.02.2022
Театр

«Петровы в гриппе»: инструкция к просмотру

Вы садитесь в машину времени и переноситесь на окраину Екатеринбурга под конец прошлого тысячелетия. Атмосфера угрюмой периферии города, когда в стране раздрай (да и в головах людей тоже), а на календаре конец 90-х годов передается и за счет вида артистов: кожаные куртки, шапки-формовки, свитера, как у Бодрова, и обстановки в квартире-библиотеке-троллейбусе, и синтового саундтрека от дуэта Stolen loops.