Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

04.06.2009 | Город / Интервью / Искусство

Впереди планеты всей

"В нашей камерности - уникальность и залог успеха"

29 мая в Петропавловской крепости Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства "ПРО АРТЕ" отпраздновал свой десятилетний юбилей. Поскольку "ПРО АРТЕ" - это и выставки, и концерты, и образовательные программы, то и торжество подразумевает (по количеству лет существования фонда) 10 самых разнообразных событий: от перформансов современных художников и инсталляции знаменитого американского видеоартиста Билла Виолы до реконструкции "Симфонии гудков" композитора-конструктивиста 1920-х годов Арсения Аврамова и символического выстрела пушки на Нарышкинском бастионе. Накануне юбилея на вопросы нашей газеты ответила основатель фонда и его бессменный руководитель Елена КОЛОВСКАЯ.

- Елена Федоровна, а почему именно 29 мая? В этот день родилась идея фонда, ставшего уже неотъемлемым фактом не только петербургской, но и российской современной культуры, тогда он был учрежден, или просто конец весны - лучшее время для праздника ?

- Десять лет назад в самом конце мая закончились все бюрократические процедуры, и в начале июня была зарегистрирована организация, Институт "ПРО АРТЕ". С нынешнего года мы называемся фондом - таковы юридические требования. 29 мая - пятница, удобный день, а на следующей неделе все арт-сообщество уже собирается на Венецианскую биеннале. Но против хронологической истины мы не грешим. Появился наш фонд на руинах Фонда современного искусства Сороса, который ушел из России и из других стран Восточной Европы. Но оставил минимальные деньги на продолжение дальнейшей деятельности бывших филиалов. С этого все началось. Дальше нас начал поддерживать Фонд Форда - от него мы получаем сейчас процентов шестьдесят нашего бюджета. От федерального бюджета и Минкультуры мы никогда не зависели...

- Сегодня диапазон "ПРО АРТЕ" шире, чем актуальное искусство .

- Нам захотелось сделать организацию, которая работала бы и с музыкантами, и с архитекторами, и с театральными режиссерами. Потом появились образовательные программы - от специализированных, для журналистов и арт-менеджеров, до публичных общедоступных лекций. Даже показываем (и пропагандируем) анимацию. Идея была в том, чтобы привлечь широкого зрителя к тем акциям, на которые он бы никогда не пришел, проходи они в закрытых пространствах галерей, клубов, библиотетек. Наше главное достижение - Фестиваль "Современное искусство в традиционном музее": маленькие, даже не всегда известные коренным петербуржцам музеи принимают проекты актуальных художников, подготовленные специально под их экстравагантные интерьеры. Это стало большим городским событием - его даже взялся финансировать Комитет по культуре Петербурга. Конечно, все направления - искусство, музыка, образование, архитектура - вырастали постепенно одно из другого. Правда, теперь я говорю, что столько всего разного мы делаем, что надо сфокусироваться на чем-то. Впрочем, мы твердо знаем, что кино, литература и драматический театр - это все-таки не наше.

- И какова отдача от деятельности фонда в Петербурге? Какой, скажем так, КПД ?

- Я - гуманитарий, цифры не люблю. Скажу проще: мы очень востребованны, и у нас очень разная публика. Мы вообще организация, аналогов которой я не знаю не только в России, но и в мире: набрали в дом очень разных жильцов. А музыка, архитектура, журналистика, изо, как правило, не живут вместе в таких маленьких домах, как наш, - со скромными штатом, бюджетом и помещением. Зато я не могу определить, какая у нас "целевая аудитория". Фестиваль "Современное искусство в традиционном музее" - проект массовый, для народа. Вернисажные автобусы (кстати, бесплатные) заполняют теперь бабушки и дедушки, семьи с детьми - и очень адекватно воспринимают, судя по книгам отзывов, сложные, непривычные выставки. Наши мероприятия в Петропавловке более камерные - в залах просто не поместятся толпы. Потому выставки, концерты, лекции здесь, скорее, элитарные, хоть и очень популярные. Образовательные программы - совсем специализированные, но курс занятий для молодых художников, например, открыт для всех. Музыка - вообще особая тема.

- А не хотелось бы больших выставочного зала и концертного зала? Музейного размаха? Нет желания или денег ?

- Скорее, третье. Мы по статусу - крошечная организация: десять человек, включая секретарей. Бюджет - четыреста тысяч долларов. А в год мы проводим не менее двухсот событий - вполне, кажется, достаточно. В нашей камерности - уникальность и залог успеха. По эффективности мы впереди планеты всей. А гигантоманией не страдаем. Нужно сделать, например, большую выставку - нас примет Эрмитаж. Для академического концерта есть филармония. Нас любит весь город, а мы отвечаем ему взаимностью.



Источник: "Культура" № 20, 28.05 - 03.06.2009,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
23.02.2022
Театр

Толстой: великий русский бренд

Софья Толстая в спектакле - уставшая и потерянная женщина, поглощенная тенью славы своего мужа. Они живут с Львом в одном доме, однако она скучает по мужу, будто он уже где-то далеко. Великий Толстой ни разу не появляется и на сцене - мы слышим только его голос.

Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.