Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

19.06.2006 | Кино

Добрая голая Англия

Патриотический киномюзикл о фривольном театре

Есть много причин, чтобы посмотреть “Миссис Хендерсон представляет” (Mrs. Henderson Presents). Имя режиссера — Стивен Фрирз. Две недавние оскаровские номинации — за лучшие костюмы и лучшее исполнение женской роли (ее получила Джуди Денч). И невероятное количество очаровательных голых и совершенно очаровательных девушек, включая блондинку Келли Рейли из «Гордости и предубеждения».

Гарантировать, что вы получите удовольствие, однако, не могу.

“Миссис Хендерсон” — история эксцентричной аристократки-вдовы, какие встречаются только на английских просторах, где чопорность и оригинальность неотделимы друг от друга, а также менеджера ее театра, в коем вдова прозорливо распознает затаившегося еврея (приятно, что его фамилия — Ван Дамм), и собственно их театра “Уиндмилл” (Windmill), созданного незадолго до того, как Гитлер начал бомбардировки Лондона.

История основана на фактах. И миссис Хендерсон, которую изобразила Джуди Денч, и Вивиан Ван Дамм, которого сыграл британский Олег Табаков Боб Хоскинс, существовали в действительности. Что до театра Windmill, то первый фильм о нем появился еще в патриотическом 1945-м — Tonight and Every Night с Ритой Хейуорт. Не видев его, не могу и предположить, как в нем (в годы, когда скромность почиталась добродетелью) был изображен этот самый Windmill. Потому что театр был необычным. Видимо, его судьбу определило название — по-нашему “Ветряная мельница”.

Потому что когда вдова Хендерсон купила его и решила устроить там варьете, то постепенно пришла к совсем уже шокирующей для своего окружения идее использовать опыт другого театра с мельницей в названии — парижского Moulin Rouge.

Ничего подобного в Лондоне не было — это сейчас вам подадут там стриптиз как нигде. Получить цензурное разрешение было невозможно. Но миссис Хендерсон хлопала по плечу самого лорд-канцлера Чемберлена. И тот сломался, выставив единственное условие — чтобы девушки не двигались, изображая только живые картины: в момент захвата Гитлером Парижа театр, естественно, показал “Свободу на баррикадах”.

Воссоздать на экране столь стародавние времена, какими являются 1930-1940-е, позвали спеца — Стивена Фрирза, который в другие стародавние времена (1980-е) считался актуальным английским режиссером и, несмотря на разницу стилей и тем, упоминался в критических статьях через запятую после Питера Гринуэя. Фрирз доказал умение взаимодействовать с прошлым в знаменитой экранизации “Опасных связей” (которая, вопреки расхожему мнению, кажется мне куда более слабой, чем снятый на тот же сюжет «Вальмон» Милоша Формана) и менее знаменитой экранизации альтернативной версии «Странной истории д-ра Джекиля и м-ра Хайда» под названием «Мэри Рейли» (которая и впрямь была занятна – история была показана глазами служанки, хорошо, как ни странно, сыгранной Джулией Робертс).

Фрирз сделал то, что и должен был. В фильме есть атмосфера времени: “Миссис Хендерсон” — по замыслу создателей — повествует о финале эпохи наивности.

У фильма особый жанр: он напоминает о простоватых комедиях времен Золотого века Голливуда, но в то же время об особом типе комедий по-британски и сочетает мелодраму с мюзиклом (с поправкой на то, что в мюзикле песня — продолжение действия, а в “Миссис Хендерсон” — только те песни, которые звучат со сцены театра Windmill в момент спектаклей).

В нем есть смешные эпизоды. Тот, когда девушки раздеваются впервые, — для их ободрения раздевается весь театральный штат во главе с менеджером Ван Даммом. Или тот, в котором зрители “Уиндмилла”, чтобы голые девушки перестали изображать статуи и забегали, выпускают на сцену мышь. Особенно забавно, что мышь-то, как тут же выясняется, через подставных вводил в действие сам менеджер театра — чтобы еще сильнее распалить зрителей и гарантировать аншлаги. Образец юмора в диалогах (менеджер — девушкам, ободряя их на обнаженку): “Вы как Венера Милосская, Мона Лиза!” — “Но Мона Лиза была одета!” — “Ну, когда одета, когда раздета…”

Неожидан поворот, что в годы военных бомбардировок театр остается единственным действующим в Лондоне и, благодаря формам своих актрис, начинает играть важную патриотическую роль, вдохновляя юных солдат, отправляющихся на фронт.

Сюжет — оригинальный. Персонажи — необычные. Жанр — незатасканный. Девушки… Про их качества мы уже сказали.

Одного жаль: фильм, вы не поверите, редкостно посредственный.



Источник: Ведомости, №75 (1602), 27.04.2006,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.