Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

31.10.2007 | Анимация

Сделано руками

В Москве начинается Большой Фестиваль Мультфильмов

Конец октября – начало ноября в этом году в Москве – время мультфильмов. Начнется все с  фестиваля-конкурса флэш анимации «Пингвин-Flash», который пройдет с 29 по 31 октября в кинотеатре «Формула кино Европа» и довольно широко представит мультфильмы русскоязычного интернета, включая те, что снимают дети. Затем, 31 октября в кинотеатре «35 мм» покажут тоже флэш, но уже концептуальный: тут будет презентация диска Проекта Концептуальной Анимации KOMS.ru. Его мрачно философичные и ужасные мультфильмы специально показывают в Хэллоуин, сопровождая развлечениями на тему крови и пыток. Далее, со 2 по 5 ноября в том же  кинотеатре «35 мм» к восторгу многочисленных фанатов пройдет Шестой московский АНИМЕ фестиваль тоже с большим количеством развлечений вокруг сеансов вроде выступлений кибер-панковских групп и продажи аниме-сувениров. Ну, а самым масштабным во всем этом мультпразднике жизни будет Большой Фестиваль Мультфильмов, который пройдет с 31 октября по 11 ноября на девяти площадках Москвы и требует подробного рассказа.

Начать с того, что в этом фестивале 12 тематических программ, в каждой из которых множество подпрограмм, разделов и т.д., так что в результате за это время покажут больше сорока совершенно разных подборок отечественной и зарубежной анимации.

Стартует фестиваль одной из спецпрограмм: фильмов-победителей анимационного конкурса в последнем Выборгском фестивале. И это будут действительно главные фильмы прошедшего сезона: феерически живописная «Моя любовь» нашего оскаровского лауреата Александра Петрова, лаконичная графика Константина Бронзита – смешная и трогательная «Уборная история – любовная история», нежнейший фильм про детство – «Девочка дура» екатеринбургской дебютантки Зои Киреевой, уже насобиравший почти столько же призов, сколько картина Петрова. И яркая, масштабная кукольная «Снегурочка» Марии Муат по Островскому.

Затем начнется детский блок: в пяти кинотеатрах по окраинам Москвы с 1 до 4-го ноября с утра до вечера будут крутить отечественные мультфильмы, снятые после 2000-го года. Тут фильмы тоже будут отличные и весьма призовые. В программе «для детей от 3-х лет», например, (а подборки разделяются на 3 возрастные группы) покажут фильм Вероники Федоровой «Король забывает», взявшей в этом году приз за дебют на Суздальском фестивале. В программе «от 8 лет» - «Жихарку» Олега Ужинова, единственный фильм, представлявший Россию на Берлинале этого года, а еще «Кошки под дождем» лауреата «Ники» 2002 года Алексея Демина, и других победителей фестивалей. В программе «от 12 лет» - все та же трогательная «Девочка дура», самые смешные фильмы последних лет: «Букашки» Михаила Алдашина (про борьбу насекомых с людьми), школьный «Буревестник» Алексея Туркуса, анекдот про любвеобильного быка «Latex» Андрея Соколова и многое другое. Плюс – по две «Колыбельные мира» Елизаветы Скворцовой в каждой детской программе. А среди полнометражных фильмов, которые в детском блоке тоже покажут, стоит увидеть очаровательную эстонскую картину «Лотте путешествует на юг» - ироничные сказочные приключения для малышей.

В блоке программ «Школы» предстоит знакомство сразу с четырьмя  национальными анимационными школами, каждая представила по подборке. От России тут ВГИК с большим количеством победителей конкурса «Святая Анна» последних лет, да и солидных, «взрослых» фестивалей. И школа-студия «ШАР», в программе которой сплошь призоносные мультфильмы, включая фильм-фаворит последних лет «Осторожно, двери открываются» Анастасии Журавлевой, где лирическую историю о метро рассказывают с помощью пуговиц и булавок. Зарубежные школы в этом блоке представляют Украина (Киевский Университет театра, кино и телевидения) с шикарной и очень разнообразной по техникам и настроению подборкой, где главная звезда – пластилиновый «Шел трамвай №9» Степана Коваля – единственный, кроме фильма Киры Муратовой, украинский победитель Берлинале. А от Чехии представительствует пражская киношкола FAMU, показывающая не только фирменных чешских «предметников», но и рисованную анимацию, и 3D. Но особенно тут стоит обратить внимание на страшную кукольную готику «Несущий свет» - это 25-минутный фильм Вацлава Шванкмайера, сына знаменитого пражского сюрреалиста.

В программе «Имена» - ретроспективы четырех звезд анимации, умерших в этом году. В программе Александра Татарского кроме всем известных хитов, есть два редких фильма – дебютный «Кстати о птичках» 1974-го года, сделанный еще в Киеве вместе с Игорем Ковалевым и перестроечный клип «Машины времени» «Я дам тебе знать». Ретроспектива основоположника эстонской кукольной анимации Эльберта Туганова включает главным образом сатирические фильмы 70-х годов. Кроме того ожидается ретроспективы двух номинантов на Оскар: канадского экспериментатора Райана Ларкина и итальянца Эммануэле Луццати, автора изумительных живописных опер.

Блок программ «Студии», представляет две анимационные компании, главным образом выпускающие кукольные мультфильмы: российскую «Анимос» и старейшую эстонскую Nukufilm, которой в этом году исполняется 50 лет. У «Анимоса»  есть взрослая подборка, где кроме призовых кукольных «Капитанской дочки» («Золотой орел» за прошлый год) и «Снегурочки», покажут два рисованных фильма недавней выпускницы ВГИКа Юлии Ароновой, о которых говорит восхищенные слова даже суровый Юрий Норштейн. А в детской можно увидеть несколько сказок – и кукольных, и рисованных.  Программу «Нукуфильма» разделили на две части иначе: в одной смешали и взрослые фильмы, и детские,  тут стоит обратить внимание на картины «Варвары» (пародийную историю о стране счастливых идиоток Барби), «Братья Медвежье сердце» (это глумливое продолжение шишкинского сюжета про «Утро в сосновом лесу», где медвежата выросли и стали художниками-импрессионистами) и «Инстинкт» (игрушечная версия сотворения мира и человека). Зато вторая программа – это очень необычная подборка экспериментального, сложного кино с использованием редких техник и психоделических сюжетов, которую вряд ли где-то еще удастся увидеть.

«Фестивали» - это подборки лауреатов двух знаменитых международных смотров. Самый престижный анимационный фестиваль в мире проходит во французском городе Аннеси и его программа покажет фильмы-призеры с 1973 по 1979 год (в частности там будет один фильм голландской звезды Пауля Дриссена, чья ретроспектива проходила в Москве в этом году). Российско-украинский плавающий фестиваль «Крок» привезет целых две подборки картин своих лауреатов с 1995 по 2005 год, где будет много лучших лент отечественной анимации: «Рождество» Михаила Алдашина, «Свичкрафт» Константина Бронзита, получивший «Оскара» «Старик и море» Александра Петрова, награжденный премией «Эмми» «Севильский цирюльник» Натальи Дабижа и других.

Три подборки из блока «Премьеры» - это, как вы догадываетесь, самые свежие отечественные фильмы, некоторые из которых обещают принести на показ буквально из монтажной, а другие уже успели получить первую порцию призов (как, например, картина Ивана Максимова «Дождь сверху вниз», которую можно считать продолжением его же фильма «Ветер вдоль берега»).

Ударная часть второго уикенда фестиваля - Программа «Победители» – целых семь подборок картин-лауреатов самых солидных анимационных фестивалей мира за 2006 год, причем одна из них рассчитана специально на детей. Именно на этих сеансах можно будет лично увидеть, как выглядит новая отечественная анимация на фоне мировой и понять, что смотрится она совсем неплохо. И, если часть российских фильмов-«победителей» можно встретить и в других подборках, то для большинства зарубежных картин показы на БФМ – уникальны. Стоит увидеть, например, французский трехмерный «Овертайм» - фильм, посвященный памяти создателя «Мапет-шоу» Джима Хенсона, где игрушечные лягушки пытаются оживить мертвого хозяина и под музыку заставить его двигаться так, как он когда-то двигал их. Тревожное и мрачное «Молоко» Игоря Ковалева, эмигрировавшего в Америку бывшего соавтора Александра Татарского, - рассказывает об одном дне из жизни восьмилетнего мальчика, наблюдающего за отцом. «Умереть от любви» Гила Алкабеца, живущего в Германии – невероятно смешная и трогательная история о попугаях-болтунах и позднем прозрении обманутого мужа. Французская «Позвоночная история» - остроумный и сентиментальный сюжет о любви героев с искривленным позвоночником, а британский «Кролик» Рана  Рэйка – это парадоксальное превращение картинок из старого букваря в кровавую и отталкивающую историю о наказанной жадности.

Ну и, наконец, несколько слов о специальных программах. «Архив» - это две подборки, сделанные Музеем кино. Первая - о фильмах российских режиссеров 1910-30-х годов (впрочем, один из них – изобретатель игольчатого экрана Александр Алексеев – работал во Франции), а вторая – мультфильмы национальных студий СССР 70-х-80-х.  «Русский Flash» - это авторская подборка флэш-анимации русскоязычного интернета, сделанная режиссером из Питера Марией Якушиной. Тут будут фильмы разных жанров, а не только обычные для флэша черный юмор и ужасы. Главный девиз подборки, где будут и картины самой Якушиной: «сделано руками, а не задницей», в том смысле, что в первую очередь фильмы отбирались за высокое качество. Еще в программе БФМ покажут документальные картины – четыре программы телефильмов, снятых сегодняшними московскими знатоками анимации Натальей Лукиных, Ириной Марголиной и Сергеем Капковым. Ну и, наконец, одновременно в качестве образования и развлечения пройдет мастер-класс Елизаветы Скворцовой для детей и взрослых, на котором покажут, как снимаются мультфильмы. Так что тот, кто сможет пройти этот анимационный марафон с начала до конца, надо думать, почувствует себя не только героем и знатоком мультфильмов, но и получит большое удовольствие.



Источник: "Время новостей", № 199,30.10.2007 ,








Рекомендованные материалы


Стенгазета

Звездные войны и шутки про нацистов

«Рик и Морти» часто делает отсылки к популярному кино, и к четвертому сезону их становится только больше. Иногда создатели просто подмигивают зрителям, делая лишь отсылки-камео (например, монстры-фейсхаггеры в «Промортее» заимствованные, как и название эпизода, из «Прометея» Ридли Скотта ). Однако во многих сериях авторы умещают целые структуры из культовых фильмов.


VR, кошмар и коронаапокалипсис

Главные фестивали начала лета, не в силах больше обходиться без зрителей, начали делать первые шаги к выходу из карантина. Загребский Animafest в начале июня шел полностью «вживую», и пусть гостей было меньше обычного, восторг от «возвращения в нормальную жизнь» тех, кто смог добраться до Хорватии, с первого дня поднял градус фестиваля очень высоко.