11.12.2006 | О прочитанном
Марксизм для ангеловКрушение марксизма в земном царстве перевело современный радикальный марксизм на положение теории мира иного
Крушение Советского Союза и полное капиталистическое перерождение Китая глубоко травмировали западную левую мысль. Казалось, что марксизм полностью обнаружил свою несостоятельность, а кроме марксизма в запасе ничего не имелось. Постепенно, однако, радикальная теория оправляется от травмы и перестраивается. При этом консенсус левых теоретиков состоит в признании нескольких коренных пороков марксистской практики минувшего периода. Главной причиной неудачи признается трансформация революционного движения в отчуждающие структуры государственности. Государство, и вообще всякая институционализированная тотальность, признаются главными источниками искажения марксизма, извращения революции и ее вырождения в тоталитаризм опирающийся на нежизнеспособную экономику.
Отсюда и основное направление перестройки марксизма последних лет в сторону моделей не допускающих кристаллизации в тотальностях. Большое влияние на постсоветский марксизм оказал Делёз. У него (а через него у Спинозы), например, позаимствовал понятия множества ведущий итальянский марксист Антонио Негри, чьи идеи сейчас пользуются большой популярностью.
Множество отличается от «народа» тем, что не имеет идентичности и складывается из совершенно различных индивидов – сингулярностей. Такое социальное образование не может стать «тоталитарным», различие в нем всегда преобладает над сходством. Не совсем понятно, как такое множество может взять власть, но это для теоретика не так уж важно.
Иной пример антитоталитарного и еще более радикального подхода предлагает модный сейчас французский философ Ален Бадью. Бадью начинал как ортодоксальный марксист, затем испытал сильное влияние Делёза. Он создал интересную онтологию и активно работает в области политической философии. Свою книгу «Краткий курс метаполитики» он начинает с атаки на Ханну Арендт, которую обвиняет в том, что она свела политическую теорию к борьбе различных мнений, таким образом оторвав ее от практики. Практика же политики, по мнению Бадью совпадает с мышлением, которое проблематизирует настоящее и мыслит в горизонте будущего. Политика собственно и есть для Бадью мышление, при это мышление как таковое, не отчужденное в объекты мышления или понятия. Ведь, когда мышление отчуждается в объектах, с ним происходит то же самое, что произошло с марксизмом в России – кристаллизация в готовых формах, в тотальностях типа государства. Поэтому, если мы хотим сохранить политическое как таковое, мы не должны допустить превращения мысли в объекты мышления.
Бадью считает, что путь к поддержанию мысли без объекта был недавно открыт французским теоретиком Сильвеном Лазарюсом в его «Антропологии имени». Решение Лазарюса оказывается довольно парадоксальным. Он предлагает фиксировать сингулярность мысли в именах, которые не могут быть названы. Имя фиксирует сингулярность, но если это имя назвать, то оно сейчас же превратит эту сингулярность в объект, то есть в тотальность и т.д. А там уже, понятным образом, мерцает мертвящий призрак государства. Бадью считает иным открывателем путей в мир необъектного Луи Альтюссера, который описал мир субъективности без субъекта. Субъект, по мнению Альтюссера, прямой коррелят государства, государство создает его. Субъективность же выражает себя в действии, в практике, не имеющей субъекта. Мышление таким образом становится чистой политикой без мыслящего субъекта.
Все эти «новые» политические идеи призваны переформулировать марксизм в категориях возможного, а не актуального, динамического, а не статического, дифференциального, а не тотального. Но политическое при этом настолько выводится на рамки нашей действительности (которая основана на тотальностях, институциях, государственности, партиях, мнениях и т.д.), что приобретает совершенно призрачный, химерический характер.
Все выглядит так, как если бы спасение марксизма заключалось в его совершенном отрыве от реальности. Как ни крути, а имена, которые нельзя назвать, множество, не имеющее идентичности, субъективность без субъекта – все это напоминает какие-то математические мнимости, к которым, кстати, Бадью относит онтологию.
Вскоре после развала Советского Союза, в 1993 году Деррида опубликовал странную и довольно двусмысленную книгу «Призраки Маркса». В этой книге он объединил марксов «призрак коммунизма», бесприютно бродящий по Европе, с призраком отца Гамлета и развил своего рода «призракологию», которую он окрестил «hantologie» (от французского слова hanté, которым описывается дом населенный привидениями) в отличие от онтологии. Если онтология обсуждает то, что «есть» , то hantologie касается мира призраков, которые и есть и которых как будто нет одновременно. Марксизм, по мнению Деррида, сам превратился в призрак и наваждение, но, как демонстрирует Гамлет, призрак – далеко не безобидное явление, он участвует в распаде связи времен, о которой говорит Гамлет.
Деррида, конечно, не описывает своей hantologie философские проекты Негри или Бадью, но мне кажется они вполне могут быть отнесены к этой области между бытием и небытием.
Но возможна и иная параллель. Лет 20 назад влиятельный итальянский эссеист Массимо Каччиари опубликовал странную книгу «Необходимый ангел». Каччиари – человек необыкновенной эрудиции, изысканного стиля и всегда пишущий об интересных сюжетах. Но чтение его эссе оставляет странный привкус какой-то неясности, как будто сказать ему все-таки особенно нечего. «Необходимый ангел», при всех тех же свойствах, представляется мне более удачным, чем другие книги, потому что предмет книги – ангелы – сам по себе довольно неясный. Каччиари свободно движется между разным ангелологиями – еврейской, христианский и мусульманской. Его главный тезис заключается в том, что ангелы – это необходимые фигуры мысли, в том числе позволяющие преодолеть различие между субъектом и объектом, а я бы добавил, и любую форму объективации. Каччиари пишет: «Человек сталкивается с истиной иначе, чем он сталкивается с миром; в мире он "видит солнце, не будучи солнцем; и он видит небеса и землю и прочие вещи, но он не является этими вещами" («Евангелие от Филипа», 61: 24-25); но, чтобы увидеть что-нибудь в этой Стране-нигде, он должен преобразиться в это что-то. Это глубокий неоплатонический исток всякой мистической ангелологии, понимающей высшую теорию как henosis (единение), как исчезновение различия между субъектом и объектом».
Именно в мире ангелов субъективность не имеет субъекта, а имена не могут быть названы. Вальтер Беньямин когда-то писал об историческом материализме как форме мессианства, как о своего рода мистической теологии. Крушение марксизма в земном царстве перевело современный радикальный марксизм на положение теории мира иного. То, что не получилось среди людей, может стать теорией политической практики для ангелов.
Борис Эйхенбаум умер на вечере скетчей Анатолия Мариенгофа, после своего вступительного слова, прямо в зале, от остановки сердца.Два его друга - Роман Якобсон и Виктор Шкловский описали эту смерть, хотя обоих не было в Ленинграде.
Катехон – это нечто, что задерживает время, устремленное к эсхатону, к концу времен, и не дает времени безудержно двигаться к завершению эона. Понятие катехона привлекло к себе внимание мыслителей, интересующихся проблемой политической теологии,