Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

01.06.2009 | Общество

Гений чистой воды

Партия «Единая Россия» разработала ряд инициативных программ, которым со временем предстоит стать общенациональными

В лексикон современной культуры прочно вошло словечко «зомби», означающее труп, которому колдовские чары на время вернули какое-то подобие жизни. Правда, ничего доброго такое существо сделать не может, но способно двигаться (иногда даже довольно шустро), манипулировать материальными предметами, травмировать и даже убивать людей – оставаясь при этом бессмысленным мертвецом и даже не переставая разлагаться.

В реальном мире, к счастью, такого все-таки не бывает – с людьми. Зато с социально-политическими феноменами, оказывается, бывает сплошь и рядом – свидетельства чего может в изобилии представить Россия 2000-х.

Идеи-зомби, проекты-зомби, партии-зомби покинули еще свежие могилы и заполонили общественную жизнь. В числе прочих очередь на эксгумацию, похоже, дошла и до лозунга «Планы партии – планы народа».

Впрямую он пока еще не звучит, но партия «Единая Россия» уже разработала ряд инициативных программ, которым со временем предстоит стать общенациональными. Одна из них – программа «Чистая вода», которую партия выдвинула еще в 2006 году и которая с будущего года должна стать федеральной государственной программы с объемомм финансирования 15 трлн рублей в течение 10 лет. Среди ее благородных и возвышенных целей значится комплексная очистка природных и технических вод от различных загрязнений, в первую очередь – от радионуклидов. Как известно, в России еще с советских времен осталось огромное количество жидких радиоактивных отходов – в одном только Теченском каскаде, десятилетиями исправно принимавшем сбросы знаменитого комбината «Маяк», накопились миллионы кюри радиоактивных материалов. Кроме того, российская атомная промышленность до сих пор надеется заработать на переработке использованного ядерного топлива с иностранных АЭС. Существующие технологии такой переработки неизбежно влекут образование больших объемов (несколько тысяч кубометров на тонну перерабатываемого «продукта») низкоактивных жидких отходов, которые надо как-то нейтрализовать. Эта проблема на десятилетия оказалась одним из главных препятствий для повторного использования ядерного топлива в мировой атомной энергетике.

Но то, обо что споткнулась техническая мысль всего мира, – не препятствие для российских самородков.

Программа «Чистая вода» опирается на прочный технологический фундамет – оригинальные технологии очистки от радионуклидов, в основе которых лежат фильтры из углеродных смесей высокой реакционной способности (УСВР). Эти фильтры для нужд программы будут поставлять фирмы, входящие в холдинг «Золотая формула», главой которого является изобретатель УСВР, фильтра и метода – академик Российской академии естественных наук (РАЕН) Виктор Иванович Петрик.

Этому человеку нельзя не удивляться.

Согласно биографической справке, в 1975 году он окончил Ленинградский университет по специальности «психология». Но при этом уже с 1972 года он работал старшим инженером в НИИ физики того же ЛГУ и одновременно публично выступал с сеансами гипноза. Затем он трудился старшим научным сотрудником НИИ имени Бехтерева, позднее – генеральным директором ряда коммерческих структур. Параллельно успел стать доктором технических наук, членом семи академий, почетным профессором Европейского университета, президентом и научным руководителем НИИ физики фуллеренов РАЕН. Совершил и зарегистрировал четыре открытия; сделал более сотни изобретений. В число последних, помимо уже упомянутых УСВР и созданных на их основе фильтров входят также искусственная шпинель и технология изготовления брони из нее; выращивание драгоценных камней любой природы и размера; технология гравировки изображений на них; принципиально новый тип электрогенератора, позволяющий получать энергию «ниоткуда»; технология изготовления скрипок Страдивари; разгадка назначения пирамиды Хеопса и воспроизведение аналогичного ей устройства, испускающего «лучи жизни»...

В этом месте любой нормальный читатель скажет: стоп, так не бывает. И будет прав. Так действительно не бывает и почти ничего из перечисленного в самом деле нет.

Оставим в покое вовсе уж анекдотичные скрипки Страдивари и пирамиды Хеопса. Достаточно сказать, что нет никакой брони из шпинели и технологии выращивания драгоценных камней. Нет свидетельств на открытия и патентов на изобретения – они существовали только на сайтах фирм самого Петрика, да и оттуда в последнее время начали исчезать. Нет доктора наук – во всяком случае, ВАК не присваивал В. И. Петрику докторской степени ни по какой дисциплине. Нет диплома психолога – да, похоже, и никакого другого (так что, возможно, фигурирующие в биографии Петрика буквы «ЛГУ» надо понимать не как аббревиатуру от слов «Ленинградский государственный университет», а как-то иначе). Нет независимых подтверждений высокой эффективности фильтров на основе УСВР – американская аналитическая лаборатория, на которую ссылается Петрик, никогда о таких не слышала. (Да и немудрено: очень трудно представить себе эффективный фильтр, с одинаковым успехом очищающий воду от радионуклидов, нефтепродуктов, тяжелых металлов, хлорорганики и других загрязнителей совершенно разной химической природы.) Большой вопрос, существуют ли физически хотя бы сами фильтры: на сайте предлагавшего их «Торгового дома «Геракл» (одного из подразделений холдинга «Золотая формула») сообщается, что сорбент УСВР больше не производится.

Что есть на самом деле, так это членство в многочисленных академиях.

(С ними, правда, тоже есть некоторые неувязки: в списках самой респектабельной из них – РАЕН – Петрика почему-то обнаружить не удалось, а еще одну – Академию проблем безопасности, обороны и правопорядка – в декабре минувшего года закрыла Генеральная прокуратура РФ.) Есть не слишком афишируемый факт: в 1981 году Виктор Петрик был осужден за экономические преступления (обвинения выдвигались по 13 статьям тогдашнего УК, но основным составом было мошенничество), и его блестящая научно-изобретательская карьера прервалась на 8 лет. Ну и, наконец, есть уже практически принятое решение, что именно этот человек, его предприятия и его продукция будут обеспечивать техническую часть общенациональной программы «Чистая вода»...

О непреодолимом влечении недемократических режимов ко всякого рода шарлатанам сказано и написано немало. Более-менее ясно, почему авторитарные правители легче верят чудотворцам, нежели серьезным ученым: в стране, где парламент послушно принимает любые угодные правителю нормы, а суды – любые решения, фундаментальная наука с ее жесткими правилами и критериями, с ее не знающими исключений законами природы выглядит возмутительным и опасным очагом непокорности. Ясно и то, каким образом авантюристы, десятилетиями не дающие своим покровителям ничего полезного, тем не менее сохраняют их благорасположение: невыполненные и невыполнимые старые обещания постоянно перекрываются новыми, еще более заманчивыми. У человека, сулящего быструю и дешевую очистку радиоактивных вод, никто уже не спрашивает, где же обещанная им несколько лет назад чудо-броня. А

когда станет ясно, что с водой тоже ничего не вышло, – в ход пойдут генератор дармовой электроэнергии, «лучи жизни» или что-то, что еще только предстоит придумать. Для такой тактики, основанной на эскалации обещаний, есть даже устоявшее ся название – «бег по осыпи».

И все же... Невежественному фанатику Лысенко не так уж трудно было обольстить «корифея всех наук», чье систематическое образование исчерпывалось незаконченным курсом захолустной духовной семинарии, а представление о естествознании – случайными и отрывочными сведениями из популярных брошюрок. Но сегодня на российском политическом Олимпе людей без добротного высшего образования просто нет. Трудно сказать, с кем именно из высокопоставленных деятелей реально связан Виктор Петрик (сам он называет в числе своих покровителей и вице-премьера Сергея Иванова, и бессменного министра Шойгу, и покойного патриарха Алексия, и многих других), но, скажем, Борис Грызлов в самом деле неоднократно публично хвалил достижения «русского Леонардо да Винчи». Именно Борис Вячеславович (на пару с главой Росатома Сергеем Кириенко) предложил технологии Петрика для реализации программы «Чистая вода». А ведь уважаемый спикер Государственной думы – человек не просто образованный: он квалифицированный радиоинженер и большую часть взрослой жизни проработал по этой специальности. Первое образование Сергея Кириенко – тоже инженерное. Неужели полученных ими фундаментальных знаний недостаточно, чтобы сразу понять, кто перед ними? Или все дело в даре гипнотизера, которым Петрик владел с молодых лет? Недаром Виктор Иванович при всей своей занятости всегда лично демонстрирует высоким гостям работу любых своих изобретений, не доверяя это никому из своих сотрудников. Конечно, продемонстрировать термическое расширение графита на железном листе или в ведре прямо во дворе «института» может не только любой лаборант, но и истопник. Но вот чтобы высокие гости при этом поверили, будто перед ними и правда чудодейственный «наноуглерод», – тут уж без гипноза никак не обойтись.

Впрочем, самое удивительное, пожалуй, не это. Все-таки даже в сегодняшней России для получения госфинансирования для того или иного направления работ мало одного только начальственного одобрения – нужно представить положительное заключение экспертизы, проведенной независимым и компетентным в данной области учреждением. И для фильтров Петрика такая инстанция нашлась: необходимую экспертизу выполнил петербургский Радиевый институт.

Учреждение, первым директором которого был академик Вернадский, ныне не только исправно подтверждает эффективность «радиационных фильтров», но и участвует в откровенно рекламных телерепортажах о великих достижениях гениального ученого.

Интересно, понимают ли те ученые мужи, чьи подписи стоят под актом экспертизы, что эта бумага делает их фактически соучастниками аферы? Если да, то это еще полбеды – в этом случае речь идет только о размывании моральных норм. Хуже, если нет – это означало бы, что в современной России даже профессиональные ученые перестали видеть разницу между наукой и шарлатанством.

Конечно, Радиевый институт – это еще не вся российская наука.

«Я с такими "леонардо-да-винчами" встречался – этот тип хорошо описан в литературе. Это аферисты-авантюристы, которые находили клиентуру во все времена» – такими словами характеризует «выдающегося ученого» академик Евгений Александров.

ценка сделана не мимоходом – Евгений Борисович, будучи членом Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований президиума РАН, наводил подробные справки о работах Петрика, консультировался со специалистами в тех областях, которые универсальный гений осчастливил своим вниманием.

Но это – скорее исключение, чем правило. Чаще маститые ученые просто сторонятся самородка. Директор наиболее авторитетного профильного центра в Санкт-Петербурге – Физико-технического института имени Иоффе – Андрей Забродский предпочел просто проигнорировать приглашение во Всеволожск, где расположена научно-производственная база Петрика. Андрея Георгиевича и его коллег из Ученого совета института можно понять: какой смысл тратить время на проверку заведомой туфты, если ее автор может за тот же срок нагородить вдесятеро больше?

Но в результате получается, что чудо-изобретения, прикрытые услужливыми или вовсе вымышленными «экспертами», не встречают квалифицированных возражений.



Источник: The New Times, № 16-17 от 27 апреля,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»