Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

13.04.2017 | Нешкольная история

И напоследок попросил не осуждать… Часть 1

Фронтовая жизнь Николая Федоровича Телешева

публикация:

Стенгазета


Авторы: Ирина Корнеева, Артем Чилингаров, на момент написания работы ученики 10 и 11 класса школы № 129, гимназии № 4, г. Волгоград. Научный руководитель Наталья Александровна Карюкина. 3-я премия XVII Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», Международный Мемориал

Во время школьной экскурсии в Государственный архив Волгоградской области (далее ГАВО) мы познакомились с фронтовым дневником, который ранее находился среди необработанных документов и поэтому не выдавался исследователям. В фонды ГАВО «Дневник Телешева Н.Ф.» попал, видимо, в начале 1990-х годов (более точной информацией сотрудники архива не располагают, а документов нет). Только в 2013 году он был обработан архивистами и стал доступен исследователям.

Дневниковые записи в блокноте в черном коленкоровом твердом переплете на 106 из 120 сшитых потетрадно листах сделаны фиолетовыми и синими чернилами, для выделения использовался красный карандаш. Типографских или иных отметок на блокноте нет, поэтому не представляется возможным установить время и место производства блокнота.
Но напечатанная на первом форзаце надпись «2443-18 Bg», высокое качество бумаги и использование шелковых нитей при прошивке позволяют предположить, что блокнот не советского производства, возможно, трофейный.

Ценность этого исторического источника явно не осознавалась людьми, у которых находился дневник. Они даже использовали свободное место для каких-то собственных записей, поэтому можно радоваться, что дневник всё же попал в архив, а не был выброшен за ненадобностью.

Кроме своего имени, автор дневника указывает лишь место жительства – хутор Вертячий Городищенского района Сталинградской области и время службы в РККА: «с 1 мая 1942 г. по 31 декабря 1945 год я прослужил в артиллерии, а артиллерия – бог войны».

Записи мы условно разделили на две части: первая – это описание пребывания в плену (август–декабрь 1942 года), а вторая – описание военной службы после освобождения (1943–1945 годы).
Почерк беглый, но вполне свободно читаемый. Автор иногда пропускает запятые и делает порой весьма грубые грамматические ошибки. Телешев понимает, что ошибки неизбежны, поэтому в конце записей просит: «а за безграмотность извините».

Дневник Телешева – интереснейший документ. В первой части записаны воспоминания о событиях двухлетней давности, а вторая содержит собственно дневниковые записи, которые перемежаются текстами песен, стихами, фрагментами переписки с девушками.

Исследуемому документу присущи многие характерные особенности мемуарной литературы, затрудняющие работу: излишний субъективизм авторских оценок; чувствуются влияние пропаганды и средств массовой информации; недомолвки и умолчания.

Первые страницы аккуратно отрезаны, видимо ножом; человек, который это сделал, понимал, что если их вырвать, выпадут и другие страницы вшитой тетради. На узких оставшихся полосках повествование дневника предваряют примечательные фразы: «Читать разрешается старшему возрасту», «Прошу не осуждать и не вырывать листов», «Кто возьмет книгу без спроса тот останется без носа».
В дневнике Телешева записано 59 песенных текстов. Переписывание песен было широко распространено на фронте: их записывали со слуха (с живого исполнения, с патефонных пластинок, из фильмов), копировали из фронтовых газет или чужих писем (тексты песен часто посылались в письмах на фронт), переписывали из чужих блокнотов в свои, вписывали в чужие блокноты и т. д.

Сначала нам казалось, что работа с песнями будет трудоемкой, – Телешев ни разу не указал авторов песен, и для нас многие тексты были незнакомыми. Но когда мы переписали все тексты, определили авторов и время их создания, выяснилось, что большинство песен были хорошо известны и популярны во время войны. Репертуар вполне типичен: «Огонек», «Любимый город», «Темная ночь», «Медсестра Анюта», «Морячка» и т. д., переделки известных песен («Огонек», «Спят курганы темные»). Установленные нами разночтения связаны с искажением текста при переписывании или записи на слух, что отмечалось всеми исследователями песенного солдатского фольклора.

В конце дневника переписаны и гимн Советского Союза (перед текстом приклеен вырезанный из газеты круг с профилями Ленина и Сталина, название обведено красным карандашом, чернила сменены на черные, после текста гимна приклеена вырезка: стилизованная гирлянда из ветвей, скрещенные винтовки, красная лента и красная звезда с серпом и молотом) и гимн партии большевиков, которые, наверное, были изначально записаны ранее. Но Телешев отмечает, что пели песни и «хулиганские», когда по близости не было командиров, и приводит в качестве примера «Гоп со смыком».
«И что я увидел хорошего?» Именно с этой фразы начинается повествование о пребывании в плену, записанное на первых 20 листах; в конце указано место, где сделана запись, – «Румыния с. Согданешть».

Николай Федорович Телешев описывает свое пребывание в концентрационных лагерях для советских военнопленных с августа по декабрь 1942 года. Названия населенных пунктов и временной промежуток, указанные в дневнике, позволили установить, что Телешев – участник Сталинградской битвы.

Мало надеясь на успех, мы обратились к документам сайта Общедоступного банка данных «Мемориал». В «Донесении о безвозвратных потерях 32687 штаба 62-й армии от 13.11.1942 года» обнаружились сведения о том, что уроженец Сталинградской области, Городищенского района, хутора Вертячий сержант Телешев Николай Федорович, командир отряда связи 62 армии 1105 артиллерийского полка Резерва Главного Командования, член ВЛКСМ, 1923 года рождения, был призван Городищенским РВК, Сталинградской области Городищенского района, и пропал без вести 07.08.1942 года при окружении в балке Силкина Калачевского района Сталинградской области.

В графе «адрес жены или родителей» указано имя матери – Матрена Прокофьевна, проживавшая в хуторе Вертячий Городищенского района Сталинградской области. Совпадение фамилии, имени и отчества, места жительства, рода войск, в которых служил Телешев, времени и места пленения (исчезновения без вести) позволяют сделать вывод, что в донесении речь идет об авторе дневника. Таким образом, мы установили в какой воинской части служил Телешев (1105 АП 62-й армии), его возраст (18–19 лет), воинское звание (сержант), семейное положение (холост) и партийность (член ВЛКСМ).
Призванный в армию в мае 1942 года, Николай Федорович Телешев, видимо, был направлен на краткосрочные курсы, так как в августе уже находился в звании сержанта и начал службу в 1105 артиллерийском полку 62-й армии.

Нам, жителям Волгограда, с дошкольного возраста многое известно о деталях Сталинградской битвы. Но сухие точные строки «Журналов боевых действий войск Сталинградского фронта» нас поразили. В описании действий войск 08.08.1942 г. на основании оперативных сводок №№ 051, 052 и боевого донесения № 026 сказано: «…62 Армия главными силами вела тяжелые бои в окружении…» В окружении оказались пять артиллерийских полков и четыре стрелковых дивизии. В том числе и 1105 артиллерийский полк, потерявший только 7 августа 1942 г. в районе балки Силкина в Калачевском районе Сталинградской области без вести пропавшими 173 человека. Среди них – Николай Федорович Телешев. Многие из них попали в плен.

Продолжение следует

4 октября 2016 года Минюст РФ внес Международный Мемориал в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».
Мы обжалуем это решение в суде.









Рекомендованные материалы


Стенгазета

Ударим всеобучем по врагу! Часть 2

Алатырские дети шефствовали над ранеными. Помогали фронтовикам, многие из которых были малограмотны, писать письма, читали им вслух, устраивали самодеятельные концерты. Для нужд госпиталей учащиеся собирали пузырьки, мелкую посуду, ветошь.

Стенгазета

Ударим всеобучем по врагу! Часть 1

Приезжим помогала не только школьная администрация, но и учащиеся: собирали теплые вещи, обувь, школьные принадлежности, книги. Но, судя по протоколам педсоветов, отношение между местными и эвакуированными школьниками не всегда было безоблачным.