Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

16.03.2017 | Нешкольная история

Жизнь и деятельность Михаила Никоноровича Басова. Часть 2

дневники учителя Наумовского земского училища

публикация:

Стенгазета


Автор: Владимир Сынков, на момент написания работы ученик 10 класса школы №4, г. Вельск, Архангельская область. Научный руководитель Алла Петровна Загоскина. Победитель конкурса мини-исследований XVII Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», Международный Мемориал

Записные книжки прадеда говорят о том, что он был книголюбом. Очень жалел, что хорошая литература была доступна не каждому. Вот сделанные его рукой описания ярмарки в Кокшеньге Спасской волости 18 января 1908 года: «Проходя по ярмарке около 11 часов, я постарался рассмотреть всё, чем торгуют, и постараюсь всё в кратких чертах описать.

Вот целый ряд балаганов, в которых торгуют сластями: пряниками, конфетами и др. Здесь толпится молодежь. Здесь же и затеваются драки между ними. Дальше – торгуют уже серьезными товарами, необходимыми в сельском хозяйстве; как, например, топорами, замками, пилами, котлами большими железными и другими железными предметами.
Но главная торговля производится посудой деревянной и глиняной. В громадном количестве расходится деревянная посуда: ушаты, кадки, бочки и еще плетеные пестери (корзины – В. С.).

Но вот мое внимание привлек балаган около церкви. Я подошел и увидел целый иконостас икон. Я уже хотел было отойти, да вдруг заметил в одном уголку того же балагана книжки и картины. Тут же и толпилась ученая молодежь, желавшая на две или три копейки купить что-нибудь почитать. Я подошел поближе и стал рассматривать книжки. И что же я увидел? Тут лежали грошовые книжки с описанием чертей, леших и других чудовищ. Хороших же книг не было ни одной, и притом торговец страшно наживался. Каждую книжку продавал не дешевле 2 или 3 копеек. Тогда как она стоила только 1 копейку или грош. Книжки брались нарасхват. Мне пришла мысль, что если бы вместо всей этой дряни вывести сюда хороших и недорогих книг, какую бы пользу принесли всем кокшарам – но этого нет. Дай Бог, чтобы такое хорошее дело когда-нибудь осуществилось».

Свою любовь к книгам М. Н. Басов старался привить детям. Ему, человеку образованному, было очевидно, что знания расширяют кругозор, помогают понять различные явления и события, происходящие в стране. Я убежден, что мой прадед хотел, чтобы наша страна была страной грамотных и образованных людей. И в этом, на мой взгляд, проявлялась его любовь к своей Родине.

Вот записи, которые подтверждают мои выводы:
«Нужно учителю руководить внеклассным чтением, и при этом учитель должен знать свою библиотеку, как свои пять пальцев, все книги должны предварительно прочитать и стараться ни разу не допустить ошибки.

Учителю надо знать своих учеников, учитель должен наблюдать за своими учениками и свои замечания записывать, если память изменяет. Надо знать детей не только со стороны развития, но и склонностей. Но учитель должен развивать не одну только наклонность, а гармонично все стороны, но приступать к этому, когда дети полюбят книжку. Иногда учитель устраивает общее чтение какой-нибудь хорошей книжки. Книги должны удовлетворять переживаниям ученика. Критерии оценки книг. Художественная книга: отсутствие в ней подтасовки фактов, понятный и неподдельный язык. Издания должны быть изящны, с иллюстрациями. Для того чтобы приохотить детей читать, надо рассказать начало книги».

А вот другая запись: «Детям не надо давать читать вторую часть басни, где делается чистая мораль. Дети сами должны вывести уже потом. Поэтому нужно делать строгий выбор басни, в виду того, что они все приноровлены к взрослым. Поэтому нужно давать басни для чтения, но не нужно вдаваться в объяснения, как, например: кто разумеется под тем или иным аллегорическим изображением? Не знаете ли вы таких людей? Не вражду ли мы этим посеем между людьми?»
В 24 года М. Н. Басова увлекло пчеловодство. Со слов моей бабушки Г.М. Афанасьевой я знаю, что прадед выписал из Казани пчел и занялся их разведением. Это занятие захватило его всецело.

«24 мая 1911 года.

Сегодня начинаю писать. Вот уже несколько дней работаю на пасеке. Настроение бодрое. Но вчера к вечеру пчелы так нажалили, что к вечеру меня свалило совсем с ног. Руки страшно опухли и бьет лихорадка. На пасеке удалось видеть в первый раз роение пчел. Великолепное зрелище. Пчелы волной посыпали из улья и начали кружиться и, наконец, привились к изгороди и елям».

Занятие пчеловодством стало не только увлечением, но и второй профессией моего прадеда. Сохранилась фотография «Пчеловоды Северного края», среди них М. Н. Басов. Овладевая знаниями в области пчеловодства, он прослушал курс естествоведения в Санкт-Петербурге, по-прежнему много читал, обменивался опытом и активно внедрял пчеловодство на Тарноге. С этой целью проводил большую разъяснительную работу, ходил по деревням, агитировал местное население заниматься пчеловодством.
Каким бы видом деятельности не занимался мой прадед, он оставался сельским жителем, любил свой родной край, заботился об улучшении жизни односельчан.

Это подтверждает другой житель деревни Наумовская, Г. В. Попов: «Басов много сделал для улучшения жизни крестьян». А вот как характеризует моего прадеда А. И. Едемский: «Под руководством Басова было организовано коллективное потребительское общество. Басов был способным руководителем. Внедрял культуру овощеводства, высокосортный картофель, лён-долгунец, развивал пчеловодство. Пчел сдал в колхоз “Гигант”, рекомендовал вывозить пчел на клевера».

О честности и порядочности моего прадеда, его преданности своей земле свидетельствовали многие жители Наумовской. Вот, например, Л. Х. Кичигин: «Он пользовался уважением, авторитетом у населения. В 1928 году в колхозе “Гигант” я был председателем и обращался к Басову за советами по агротехнике, получал всегда толковые и хорошие ответы. Басов был грамотным, исключительно скромным и трудолюбивым человеком. Учитывая удаленность от рынков сбыта и железной дороги, по инициативе Басова построены картофелетерочный завод и кожевенный. Был самым уважаемым и авторитетным человеком» (из материалов уголовного дела, л. д. 66–69).
В 1937 году М. Н. Басов по семейным обстоятельствам переехал в город Вельск. Тогда же прадед принял решение в совершенстве овладеть другой наукой.

Так он оказался на курсах бухгалтеров, которые закончил в августе 1937 года, получил удостоверение, согласно которому был признан подготовленным к занятию должности старшего бухгалтера.

К сожалению, дальнейшим планам моего прадеда не суждено было сбыться. В сентябре 1937 года Михаил Никонорович Басов был арестован, в отношении его было возбуждено уголовное дело №6269 от 22 сентября 1937 года. Мой прадед «за контрреволюционную агитацию и террористические намерения» 4 декабря 1937 года тройкой УНКВД по Вологодской области был приговорен к расстрелу, приговор приведен в исполнение 15 февраля 1938 года.

Изучение всех имеющихся материалов подтверждает тот факт, что М. Н. Басова интересовала только профессиональная сфера деятельности и благополучие своей семьи. Вопросами политического характера он не занимался. Всё это позволяет мне прийти к выводу, что обвинение, предъявленное М.Н. Басову, было основано на лживых и вымышленных фактах, являлось незаконным и необоснованным и нарушало принципы действовавшей советской Конституции. Цена подобного судебно-следственного произвола оказалась слишком дорога – жизнь моего прадеда, горе и страдания его семьи.
Почти 20 лет мой прадед, который, по свидетельству очевидцев, так много успел за свою недолгую жизнь сделать доброго и полезного для своего народа, считался «врагом народа».

И только 12 марта 1957 года Военным трибуналом Северного военного округа Михаил Никонорович Басов был реабилитирован, уголовное дело в отношении его прекращено за отсутствием состава преступления.

Пытаясь понять причины такой трагической развязки жизни моего прадеда, я пришел к выводу, что смерть его была одной из многих трагедий того времени. Он принадлежал к образованному слою, получил образование еще в «старой», дореволюционной России, всю свою жизнь сохранял независимость суждений. Таких людей сталинский режим воспринимал как потенциальную угрозу, что и определило его судьбу.

Изучив записные книжки, свидетельские показания жителей деревни Наумовская, я узнал, каким был мой прадед, и испытал чувство гордости. Когда-то учитель семинарии дал ему наставление словами великого русского поэта Н. А. Некрасова:
«Сеять разумное, доброе, вечное…» Всё, что я узнал про своего прадеда, подтверждает тот факт, что эти слова поэта стали для Михаила Никоноровича Басова заповедью на всю жизнь.

Он не имел государственных наград, официальных признаний и не думал об известности. Но прожил свою жизнь так, что память о нем жива до сих пор, жители деревни Наумовская вспоминают его по-доброму, и шумят на ветру вековые медоносные липы, посаженные руками моего прадеда.









Рекомендованные материалы


Стенгазета

Ударим всеобучем по врагу! Часть 2

Алатырские дети шефствовали над ранеными. Помогали фронтовикам, многие из которых были малограмотны, писать письма, читали им вслух, устраивали самодеятельные концерты. Для нужд госпиталей учащиеся собирали пузырьки, мелкую посуду, ветошь.

Стенгазета

Ударим всеобучем по врагу! Часть 1

Приезжим помогала не только школьная администрация, но и учащиеся: собирали теплые вещи, обувь, школьные принадлежности, книги. Но, судя по протоколам педсоветов, отношение между местными и эвакуированными школьниками не всегда было безоблачным.