Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

13.03.2018 | Язык

Волшебное слово

Текст, возвещавший об эпохальном открытии, провисел на сайте университетской газеты всего несколько дней.

 

Российские ученые совершили выдающееся открытие, произведшее глубокое впечатление на коллег и вообще всех, кто интересуется наукой. Правда, мир узнал о нем не из солидного академического журнала, а с сайта газеты Дальневосточного федерального университета «Остров.ру». Этот уважаемый ресурс поместил интервью с заведующей кафедрой психологии Школы гуманитарных наук ДВФУ, кандидатом психологических наук Оксаной Батуриной. В основном оно было посвящено психологическим причинам и механизмам широкого проникновения обсценной лексики в повседневную речь самых разных (в том числе и высокообразованных) групп населения. Возможно, мысли, высказанные почтенной ученой дамой по этому вопросу, заслуживают отдельного комментария, но мы от него воздержимся: эти вопросы выходят за пределы тематики данной рубрики, и автор этих строк недостаточно компетентен в психолингвистике. Однако внимание общественности привлекли не эти (вероятно, разумные и профессиональные) высказывания, а в основном только предпоследний абзац текста:

«Не так давно биологи открыли, что употребление брани особенно вредно для девушек. Частое употребление мата оказывает негативное энерго-физиологическое влияние на женский организм. Когда женщина матерится, она провоцирует выработку у себя мужских гормонов и приобретает маскулинные черты во внешности: у них увеличивается волосяной покров, огрубляется голос. Более того, биологи установили, что это приводит даже к изменению структуры ДНК у женщины».

Сообщение вызвало огромный интерес. Одни комментаторы, ориентированные спортивно-патриотически, не скрывали ликования: мол, теперь наши женские сборные запросто возьмут все медали во всех дисциплинах, и никакой допинг-контроль им не страшен! (Как известно, мужские стероидные гормоны и их производные – один из самых популярных классов допинг-препаратов в современном большом спорте.) Другие озабоченно выясняли, интересовались ли ученые воздействием мата на мужской организм? Не было ли замечено, что у завзятых матерщинников помимо положенных каждому мужчине от природы половых хромосом Х и У формируется еще и третья (нетрудно догадаться, какая)? Третьи предлагали провести дополнительные исследования: возможно, действие мата нейтрализуется чтением молитв, и если да, то сколько «Отче наш» и «Богородице» следует прочитать для обезвреживания, скажем, одной трехэтажной конструкции?..

Это, конечно, смешно, скажет искушенный читатель, но что тут особенного? Даже если оставить в стороне потоки антинаучного бреда, ежедневно льющиеся из телевизора и через другие масс-медиа, и брать только высказывания и публикации людей, числящихся учеными, – мы в последние годы видали «исследования» и покруче. Видали скрупулезное выяснение степени участия того или иного вида растений в грехопадении Адама и Евы, видали экспериментальное исследование переселения крысиных душ, знакомы с теорией происхождения мужчин от женщин-гермафродиток... Причем все эти выдающиеся достижения исходили от лиц и учреждений куда более титулованных, чем безвестный завлаб нестоличного университета. Что тут нового-то?

Пожалуй, вот что: текст, возвещавший об эпохальном открытии, провисел на сайте университетской газеты всего несколько дней. После чего бесследно исчез: при попытке пройти по ссылке на него сайт лаконично сообщает, что «элемент не найден». И трудно отделаться от впечатления, что злополучный материал смыло с сайта той волной шуток и насмешек, которую он вызвал.

Конечно, жаль, что это сделано вот так, втихую, без официальных опровержений и извинений – как это принято в респектабельных изданиях. Но уже и то хорошо, что в российскую академическую среду, похоже, возвращается почти уже забытое слово «неприлично».

 

P. S. На всякий случай: автор этих строк – решительный противник легализации обсценной лексики и ее широкого употребления в обществе как женщинами, так и мужчинами.

 

Источник: «Знание – сила», №7, 2016 год,








Рекомендованные материалы



Как назвать кошку

Эти речевые конструкции принято третировать как «неприличные», но если их сопоставить с некоторыми конструкциями из навязываемой нынче официальной риторики, такими, например, как «духовные скрепы» или «традиционные ценности», то нетрудно заметить, что на таком фоне это «неприличие» выглядит как образчик благопристойности, осмысленности и даже некоторой респектабельности.


Дух и буква

В моем детстве, например, говорили: «Она та еще „Б“». Я, еще не научившись читать, уже, разумеется, знал, что это такое. У меня, слава богу, был старший брат, главный в те годы профессор «моих университетов». Названия некоторых букв дореволюционного алфавита сами стали словами. И очень многие из тех, кто этими словами-буквами пользуется напропалую, даже и не знают об этом. Такое слово, например, «хер».