Французский историк-медиевист Мишель Пастуро — человек, способный переплавить собственную любовь к частностям, деталям и финтифлюшкам в тексты не только потрясающе увлекательные, но и какие-то поразительно глобальные, всеобщие, далеко выходящие за рамки своего мелкого (чтоб не сказать мелочного) предмета. Так, его «Символическая история Средневековья» проращивала величественный и масштабный образ эпохи из такой чепухи, как престижные виды стройматериалов или модный фасон рукавов, а «Дьявольская материя» исследовала дуалистическую (не то ангельскую, не то сатанинскую) природу полосок на ткани.
На сей раз в фокусе внимания историка объект, самой природой вроде бы определенный на роль статиста, а именно цвет — конкретно, синий.
Впрочем, если верить автору, к созданию цвета природа имеет мало отношения — в первую очередь, это социальный, культурный конструкт, обладающий собственной историей и собственными коннотациями.
Надо признать, биография у синего цвета не столь долгая, но весьма впечатляющая. Практически неизвестный в античности и раннем Средневековье (тогда бал правили черный, красный и белый, затмевая все прочие цвета настолько, что ученые до сих пор спорят, умел ли в те времена человеческий глаз их вообще различать), к XII веку именно синий становится цветом по преимуществу. В нем щеголяют богоматери на полотнах живописцев, он проникает в гербы аристократов и вообще начинает восприниматься как цвет, наиболее полно воплощающий идею божественной гармонии. Еще более увлекательные приключения ожидают синий цвет в новое время: от радикального, бунтарского цвета Великой французской революции он проделывает путь до цвета умеренного либерализма, а после парадоксальным образом закрепляется за консерваторами — в виде антитезы черному и коричневому (цветам фашистских партий) и красному (цвету коммунистов и социалистов). При этом влияние и популярность синего только растут: по данным социологических опросов, сегодня каждый второй европеец называет его своим любимым цветом.
Политика и искусство, богословие и наука, военное дело и химия, геральдика и метафизика — синие нити, если верить Пастуро, пронизывают всю историю человечества.
Следить за тем, как изящно историк их распутывает, разглаживает, а после вплетает в ткань собственного повествования, — сплошное наслаждение. И единственное, что огорчает, так это небольшой объем книги — жалких 140 страниц. Одно утешение: у Пастуро есть еще книжка о черном цвете и сборник эссе о цветах в культуре, пока не переведенные на русский. Что ж, подождем.
Источник:
"Медуза", 27 ноября 2015,