Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

27.05.2015 | Книги

Чтение на лето: между зоной и обителью

Рассказ о девяти книгах, вошедших в шорт-лист премии "Большая книга"



Девять книг вошли в список финалистов национальной литературной премии "Большая книга". Это лучшее, что опубликовано за год в России, считают эксперты."Большая книга" объявляет свой шорт-лист в конце мая, формируя круг летнего чтения для всех, кому интересна современная российская проза. Книги, вышедшие в финал, становятся доступны для всеобщего пользования, через сайт премии с июня их можно будет совершенно бесплатно прочесть и, если захочется, проголосовать за понравившуюся. Победитель народного голосования становится одним из лауреатов.Особенности "Большой книги" на этом не заканчиваются. Основных лауреатов тоже выбирает большинство, но профессиональное: жюри премии состоит из ста литераторов, издателей, критиков, журналистов и других деятелей культуры. Поэтому обычно побеждают книги, действительно успешные, и что называется — доступные. В прошлом году первое место занял Захар Прилепин с "Обителью", в позапрошлом — Евгений Водолазкин с романом "Лавр". Если можно сделать из этого какие-то выводы относительно общей литературной ситуации, то, наверное, надо сказать о любви к крупным романным формам, к традиционному спокойному письму, и к духовным поискам, поскольку именно в сфере духа и богоискательства последнее время располагаются сюжеты победивших произведений.

Если можно строить предположения о будущем победителе, исходя из логики прежних наград, то им должен стать роман "Свечка" Валерия Залотухи, автора, к сожалению, не дожившего до этого дня (известный сценарист умер еще зимой, но успел дописать роман, над которым работал почти 12 лет). "Свечка" — едва ли не самый длинный роман в отечественной словесности, по величине его можно сравнить с "Тихим Доном" или "Войной и миром". Но по структуре это не обычное линейное повествование, это многосоставная книга, где собраны отдельные произведения, объединенные общим сюжетом, но различные по длине, по жанру.
В самом романе персонаж, которого можно назвать "лицом от автора", говорит, что пишет роман "про то, как один интеллигент пошел защищать демократию, а встретил Бога".

На самом деле это странная и неожиданно увлекающая история про наивного ветеринара, единственного сына властной матери, обманутого мужа и верного друга, который попал по ложному обвинению в тюрьму, провел там несколько лет и вернулся другим человеком. Арест, следствие, обвинение, наказание, побег, освобождение и другие приключения главного героя на протяжении этих этапов связаны с временем, для России очень важным — девяностыми годами, когда весь уклад страны оказался взбаламучен и клубился непонятной взвесью, этаким ментальным туманом, из которого выскакивал то ли ножик, то ли месяц, но, как впоследствии выяснилось, все больше крест.
Те специалисты, кто уже успел прочесть роман "Свечка", считают, что это произведение на самом деле выдающееся, очень важное для русской литературы. Но и для обычных читателей этот роман, несмотря на свою толщину, может оказаться той самой книгой, которая поможет разобраться в жизни. В любом случае читать роман очень приятно — как разговаривать с умным, спокойным и доброжелательным человеком, которые еще и умеет выражать свои мысли просто и обаятельно.

По мнению некоторых экспертов, соревноваться с Залотухой за первое место может роман Алексея Варламова "Мыслительный волк", в котором речь тоже идет об интеллигенции, но в другое, тоже смутное время — перед русской революцией. Алексей Варламов уже получал в 2007 году, правда, не главную, а вторую премию "Большой книги" за биографию Алексея Толстого в серии ЖЗЛ, но на этот раз он смешивает реальность с вымыслом, наделяя выдуманных персонажей чертами реальных людей, писателя Пришвина, например, или Григория Распутина, но щедро добавляя фантастики и мистики. Само название книги отсылает к сравнениям из поучений Иоанна Златоуста.

В буйном воображении писателя рождается образ России, соблазненной мороком западной философии, страны, которую некие "засланцы" из будущего подвергают ужасным испытаниям, а реалистический в целом роман превращается в этакое православное фэнтези. Впрочем, соединять философский трактат с самыми примитивными изводами массовых жанров сегодня модно.

Серия ЖЗЛ тоже представлена в шорт-листе — биографией Андрея Вознесенского, написанной Игорем Вирабовым, но вряд ли ему светит лауреатство на фоне большого количества традиционных романов, которые у нас всегда рассматриваются как жанр наиболее важный.

Впрочем, в этот раз среди финалистов есть и рассказы — эксперты очень высоко оценивают Анну Матвееву, чей сборник "Девять девяностых" с короткими, энергичными и простыми историями прочитать следует просто для удовольствия.

А вот Борис Екимов, много лет пишущий рассказы и очерки о жизни современной деревни, на этот раз написал повесть "Осень в Задонье", где впервые разрешил себе не только сетовать на разрушение традиционных ценностей и укладов, но и помечтать о лучшем будущем, связываемом с настоящим казачеством, с возвращением на Дон старых семейств, возведением часовни, и попытками заново сложить крепкие сельские хозяйства: "Большой Басакин не отдадим никому, — твердо обещал Павел. — Двадцать, тридцать участков взять. На каждом поставить хотя бы времянки-вагончики. И хутор наш. Один чеченец живет. Вот и хватит. Аникей не зря старые дома скупал. Он берег их для своих. И никаких Джабраилов тут не будет. Никакого "Исламского фонда". Это я обещаю. Земля должна быть нашей".

Вошел в финальный список и роман Виктора Пелевина "Любовь к трем цукербринам", но сегодня его насмешливая, играющая в поддавки с умствующим читателем проза явно не является массово востребованной. Однако нельзя в очередной раз не восхититься умению Пелевина парадоксально формулировать важные для современности тенденции: "Помогало мне, в частности, то обстоятельство, что я отчетливо понимал: в России "восстановление поруганного достоинства и чести" быстро приводит на нары в небольшом вонючем помещении, где собралось много полных достоинства людей, чтобы теперь неспешно мериться им друг с дружкой. Мне никогда не хотелось составить им компанию из-за химеры, которую они же и пытались инсталлировать в мой ум". Интеллектуальные химеры, поруганная честь, вонючие камеры и попранное достоинство — пожалуй, этих тем так или иначе касается большинство из вошедших в окончательный список произведений.
Три романа —"Русская канарейка" Дины Рубиной, "Зулейха открывает глаза" Гузель Яхиной и "Зона затопления" Романа Сенчина — можно считать наиболее вероятными кандидатами для второго и третьего места.

Дина Рубина, писательница весьма востребованная читающей публикой, тоже уже была лауреатом, но не главным победителем "Большой книги". На этот раз в конкурсе ее трилогия — приключенческий триллер о судьбе парижско-израильского одессита, контр-тенора, сотрудника спецслужб и глухой девушки родом из Алма-Аты, которых связывают вместе потомки одного домашнего кенаря по кличке Желтухин. Рубина всегда заботится о читателе, чтобы ему — или скорее ей — не было скучно, трудно или тягостно читать, ее романы легко завоевывают читательскую любовь, и можно предположить, что народное голосование почти наверняка будет на ее стороне.

Роман Сенчин после своего яркого романа "Елтышевы", номинированного на все литературные премии разом, снова готов претендовать на внимание широкого читателя с почти документальными историями о судьбе залитых водой сибирских земель и их жителей, выселенных из родных деревень в города из-за строительства Богучанской ГЭС. Книга получилось жесткая, горькая и безнадежная.

И наконец, самый счастливый случай — открытие нового имени. Вот как о нем написала Людмила Улицкая: "Роман "Зулейха открывает глаза" — великолепный дебют. Он обладает главным качеством настоящей литературы — попадает прямо в сердце. Рассказ о судьбе главной героини, татарской крестьянки времен раскулачивания, дышит такой подлинностью, достоверностью и обаянием, которые не так уж часто встречаются в последние десятилетия в огромном потоке современной прозы". Молодая писательница Гузель Яхина написала историю забитой женщины из патриархальной и жестокой среды, попавшей в большой мир переселенцев, на берегах Ангары сражающихся за жизнь с бесчеловечным государством. В чем-то ее роман соприкасается с "Обителью" Прилепина, с "Зоной затопления" Сенчина, со "Свечкой" Залотухи — и это закономерно. Именно где-то между зоной и обителью сегодня проходят поиски национального пути в представлении российских литераторов.

Девять книг вышли в финал "Большой книги". Это меньше, чем два и три года назад, но все равно много, и хотя сегодня литература и ее премии все больше остается делом узкого круга посвященных, возможность составить собственное мнение о том, что происходит с отечественной словесностью по этому списку финалистов, безусловно, есть у каждого читателя. В ноябре будет возможность сверить свой выбор с мнением профессионалов. За десять лет существования "Большая книга" стала довольно точным инструментом, ее лауреаты, особенно в последние годы, подтверждают, что литература и сегодня дело интересное, способное отражать жизнь в ее самых разных формах.






Источник: РИА Новости 20.05.2015,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.02.2022
Книги

Почувствовать себя в чужой «Коже»

Книжный сериал Евгении Некрасовой «Кожа» состоит из аудио- и текстоматериалов, которые выходят каждую неделю. Одна глава в ней — это отдельная серия. Сериал рассказывает о жизни двух девушек — чернокожей рабыни Хоуп и русской крепостной Домне.

Стенгазета
31.01.2022
Книги

Как рассказ о трагедии становится жизнеутверждающим текстом

Они не только взяли и расшифровали глубинные интервью, но и нашли людей, которые захотели поделиться своими историями, ведь многие боятся огласки, помня об отношении к «врагам народа» и их детям. Но есть и другие. Так, один из респондентов сказал: «Вашего звонка я ждал всю жизнь».