США
18.01.2006 | Кино
Грязный ГарриНе ждет ли хорошего мальчика с волшебной палочкой злая участь другого хорошего мальчика Анакина Скайуокера?
После просмотраПоттер и предпоследний патрон
В данном случае я пишу не рецензию, а экономическое письмо-возмущение отчасти потому, что про сам фильм писать особенно нечего. При том, что я поклонник поттерианы как в книжном, так и в экранном варианте
Пиратские DVD с голливудской экранизацией четвертой книги «поттерианы» «Гарри Поттер и Кубок огня» появились с опозданием: в Москве провели невиданную облаву на торговцев контрафактной продукцией. Многие видео-CD-DVD ларьки поспешили закрыться. В других под видом фильма – и с его официальным постером на коробке – втюхивали игру «Гарри Поттер и Кубок огня». Что же, г-да: не все котам масленица. Между тем, четвертый кино-«Гарри» сходу произвел за рубежом большую сенсацию.
Утром 21 ноября на знаменитом киносайте www.imdb.com появились данные, что «Гарри и Кубок» собрали в США за уикенд 110 миллионов долларов: второй результат в финансовой истории кино. Правда, потом цифры скорректировали (до 101,4 млн), но четвертый результат в истории – это тоже круто (после почти 115 млн «Человека-Паука», 108,4 - «Звездных войн: Эпизода III» и 108 - «Шрэка-2»). В Великобритании фильм установил высшее достижение по количеству проданных билетов за три дня - три миллиона! Факты взбудоражили Голливуд, поскольку в этом году на американском кинорынке, впервые с конца 80-х, не рост, а некоторое падение кассовых сборов. Компания BBC снабдила свой сайт шапкой со слоганом, что новый «Гарри» и выходящие вскоре «Кинг Конг» и «Хроники Нарнии» радикально перепишут экономическую киноисторию 2005-го.
Вдобавок американские критики признали свежего кино-«Гарри» режиссера Майка Ньюэлла (прежде славного как автор романтической комедии «Четыре свадьбы и похороны») безусловно лучшим из четырех фильмов поттерианы. Нет, не все критики. Кто-то фильм и поругивает: кто за, как ему кажется, утрату магического духа (герои окончательно переоделись из волшебных плащей в свитера и джинсы, а у Рона – по-современному длинные волосы). Кто-то – за длину (157 минут), кто-то – за утерю отдельных персонажей – например, противных Дурслей.
Но придирки не в счет, потому что фильм назвали блестящим и лучшим два ведущих деловых киноиздания The Hollywood Reporter и Variety, а также самый влиятельный критик Америки Роджер Эберт, про которого ходит слава, что он один может своей оценкой убить фильм в прокате. Они хвалят фильм за глубину и серьезность тем. Variety: «В школе Хогвартс не осталось никаких детских штучек и игр. Прошлый фильм «Узник Азкабана» казался мрачным, но этот – просто-таки мрачнейший».
Да-да, вот в чем сходятся и поклонники, и хулители нью-«Поттера»: это первый фильм киносериала, который можно назвать именно мрачным, зловещим и даже страшным и жестоким. Компания CNN провела опрос родителей. Почти все в голос отвечают, что фильм переполнен взрослыми ситуациями, что в нем сильны темные силы и много насилия. Итог: прокатные ограничения почти во всех странах, включая Великобританию (рейтинг «12А») и США (PG-13), что означает допуск детей на просмотр, соответственно, до 12-ти и 13-ти лет, только в сопровождении родителей. Прежде допуск к телу Гарри никто не ограничивал.
Особо пугающих моментов три. Первый: атака сторонников злодея Волан-де-Морта - «пожирателей смерти» - на чемпионат мира по квиддичу – лютой игре в мячи на летательных метлах, рядом с которой регби не суровее пинг-понга. Эту атаку в английской прессе уподобили террористическим акциям в Лондоне минувшим летом. Среди прочего «пожиратели» запускают в ночное небо страшную черную метку Волан-де-Морта – призрачный череп со змеей. Второй: одно из испытаний Гарри Поттера во время состязаний за Кубок огня – опаснейший турнир представителей разных волшебных школ, многие участники которого в прошлом погибали. Имеется в виду то, памятное читавшим книгу, испытание, когда он должен умудриться похитить золотое яйцо у дракона породы Венгерская Хвосторога.
Но все пасует перед кульминационной сценой: гибели одного из важных положительных персонажей и первого появления почти обретшего тело и силу Волан-де-Морта – считай, дьявола. Один его облик наводит на зрительный зал полнейшую жуть. Дьявола изображает Рейф Файнс. Фредди Крюгер отдыхает. Бледный как смерть, безволосый и безносый Волан-де-Морт Файнса, как написала трепетная критикесса Манола Даргис в «Нью-Йорк Таймс» - воплощенная мерзость.
Режиссер Майк Ньюэлл снимал эту сцену явно не без удовольствия. То ли в шутку (ради провокации), то ли всерьез он объявил, что дети иного и не заслуживают: «Мне хотелось столкнуть поттериану с этакого добренького сладкого пути. Я всегда считал, что дети – жестокие, грязные, испорченные анархисты». Но, понятно, что в своем видении истории Гарри Ньюэлл следовал автору книг - Джоан Роулинг.
Роулинг поставила небывалый в мировой беллетристике эксперимент: книги поттерианы взрослеют вместе с героями и читающей аудиторией. Они становятся все более серьезными – и кровавыми. От романа к роману - все больше смертей, причем начинают изничтожаться персонажи из числа главных и любимых. В пятой книге погибает один из защитников и наставников Гарри Сириус Блэк, который в экранизации четвертой книги еще жив и сохраняет черты актера Гэри Олдмена. В только что вышедшей у нас шестой книге «Гарри Поттер и Принц-полукровка» найдет смерть еще более важный герой.
Еще сильнее внимательного читателя должны бы насторожить изменения в характере самого Гарри Поттера.
Он в вечных истериках и подвержен неконтролируемой ярости.
В пятой книге он начинает видеть некоторые ситуации глазами Волан-де-Морта.
А вы помните, что у Гарри и Волан-де-Морта (в системе Роулинг, «бога» и «дьявола») волшебные палочки-близнецы, то есть между ними много родственного? Гарри олицетворяет собой непростую и даже опасную, не поощряемую в Америке идею о дуализме Добра и Зла. Вы считаете, что Гарри – безусловное Добро? А Добро убивать способно?
Фанаты опасаются, что в седьмой заключительной части поттерианы Роулинг выкинет совсем уже немилостивое коленце – и прикончит любимого мальчика XXI века. Возможно, вместе с его темным оппонентом.
У меня другое подозрение: не повторит ли Гарри путь Анакина Скайуокера и некогда легендарного агента Купера из сериала Дэвида Линча «Твин Пикс»? Не то, чтобы он непременно перейдет на сторону темных сил, но не сольются ли Добро и Зло воедино? То-то будет философский парадокс…
Похожая мысль, кажется, стала приходить в головы и зарубежных критиков. Они ее впрямую не высказывают, но в рецензиях вдруг появились словосочетания «темные силы» и «темная сторона», которые прежде употребляли только в связи с «Звездными войнами», Анакином Скайуокером и Дартом Вейдером.
И вот тут мы получаем любопытнейшую ситуацию. Никто не знает, что именно хочет учудить Роулинг, но насколько она вольна сейчас самостоятельно решать судьбу Гарри?
Роулинг - заложница. С одной стороны, аудитории, с другой, кинобизнеса.
Ясно, что аудитория не простит ей плохого конца Гарри. Сумасшедших фанатов много – этак Роулинг, поди, придется делать пластическую операцию и просить ФБР спрятать ее вместе с семьей как прячут важных свидетелей.
Бизнес, однако, ограничивает ее еще сильнее. Гарри принес рынку развлечений (книги, фильмы, игрушки, компьютерные игры, LEGO, сувениры и пр.) баснословные прибыли. Если учесть, что основной мотив «Поттера» – романтический протест против обыденности, мещанской посредственности и, в конечном счете, буржуазных ценностей, то можно сделать забавный вывод: никогда еще буржуазный мир не использовал протест против себя с такой финансовой выгодой.
Я был уверен, что если «Гарри Поттер и Кубок огня» в кино вдруг провалится (мало ли, вдруг мальчик со шрамом на лбу начал надоедать?), то следующих экранзиций не будет. Тем более, что актеры уже опережают по возрасту своих персонажей («Гермионе», «Гарри» и «Рону» сейчас, соответственно, 15, 16 и 17, а плохому Драко Малфою и вовсе 18, причем его рост уже 185). Но фильм явно успешен, соответственно, в 2006-м начнется экранизация пятой книги «Гарри Потер и Орден Феникса» - пока с теми же актерами. Дениелу Редклиффу положен фантастический гонорар в 14,4 милиона долларов – никакой Дастин Хоффман подобного никогда не получал. (Майк Ньюэлл заработал, кстати, как режиссер «Кубка огня» только 1 млн – может, потому он так ненавидит испорченных детей?).
Для шестой серии актеры уже будут «стары». Но поменять их - значит разочаровать публику. Выдвигаю версию: их просто оцифруют и компьютерно омолодят, как уже оцифровывали Тома Хэнкса для «Полярного экспресса», что позволило ему там «сыграть» почти все роли: от мальчиков до дядей. Титры «Гарри Поттера и Кубка огня» длятся 13 минут (из 157 минут фильма), что тоже почти рекорд. Значит, титры шестой части с указанием всех компьютерных супервайзеров будут еще длиннее.
Если Роулинг все же завершит седьмую итоговую книгу скверной развязкой, шестой фильм обречен на провал: разочарованные зрители на него не пойдут. Значит, бизнес не позволит Роулинг выпустить седьмую книгу, пока не выйдет фильм № 6.
И публике за приключениями Гарри – еще следить и следить.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.