Italians Do It Better, 2012
23.04.2012 | Диски
Радио ночных дорогСами Chromatics предпочитают гореть — но обязательно медленно и обязательно красиво.
«Рок-н-ролл не может умереть. Лучше сгореть, чем заржаветь», — поет, будто печально шепчет на ухо, девушка с поэтичным именем Рут Раделе в первой песне этого альбома, представляющей из себя кавер на американского мудреца Нила Янга. Сами Chromatics, одна из многочисленных музыкальных эманаций продюсера Джонни Джуэла, тоже, конечно, предпочитают гореть — но обязательно медленно и обязательно красиво. Пять лет назад именно Джуэл был одним из главных подвижников возрожденного диско на низких оборотах, и тогда при желании можно было заподозрить в нем конъюнктурщика; после «Kill for Love» уже точно понятно: он сам разжег это пламя, и был умней, и свой огонь сберег.
Эпическая полуторачасовая сага о чувствах и чувствительности, «Kill for Love» изрядно расширяет представления о том, что умеют делать Chromatics в смысле звука.
Здесь по-прежнему много вдумчиво и проникновенно гудящих синтезаторов, по-прежнему доминирует седативный грув, по-прежнему томно и отрешенно поет девушка, но есть и другое — мифопоэтические гитары как будто из какого-то артхаусного вестерна, возвышенный фортепианный минимализм, трагическое R’n’B с автотюном, длинные, почти неслышные эмбиентные паузы.
Что, впрочем, не означает, что этот альбом имеет смысл называть разнообразным; отнюдь — все приемы тут нужны только для более глубоких оттенков; и главное достоинство этой музыки — в ее абсолютной монолитности, драматургически цельном характере. «Kill for Love» — это альбом-картинка, и, более того, даже понятно, какая картинка. Фильм «Драйв», в создании саундтрека которого активно поучаствовал Джонни Джуэл, очевидно, произвел на него не менее сильное впечатление, чем на некоторых из нас; и «Kill for Love», конечно, ровно про это: он везет ее в машине по ночному городу, ни ему, ни ей ничего не светило и не светит, но пока матовым светом горят фонари и есть бензин в баке, можно помолчать и поулыбаться друг другу в зеркала. Режиссер Рефн и продюсер Джуэл примерно одинаково отвечают на вопрос, как найти красоту и подлинность в пошлой, в сущности, картине — надо просто всматриваться в нее максимально долго, покуда слезы не пойдут из глаз. В таком контексте даже первоначально ставящие в тупик длительные вкрапления напряженной тишины вряд ли должны смущать — она спит, понимаешь, она уснула. Как пел покойный Женя Белоусов, ночное такси, ночное такси, любовь сохрани и спаси.
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.