Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

09.03.2011 | Кино

А «Ника» как? Никак!

Лучший российский фильм по версии киноакадемии «Ника» назовут 7 апреля. На этот раз сенсаций никто не ждет

Прошлым летом, обсуждая на «Кинотавре» ситуацию в российском кино, отборщик Каннского фестиваля по восточной Европе Жоэль Шапрон сформулировал свое ощущение от ситуации: «У вас все как-то раздваивается: два киносоюза, две национальные премии, два фестиваля авторского кино…».

Так оно и есть, и раздвоение гражданского сознания особо чувствуется при объявлении номинаций этих самых двух национальных премий – ощущение шизофрении усугубляется тем, что в двух академиях участвуют практически одни и те же люди, однако на «Золотом орле» они выносят один вердикт, а на «Нике», как правило, другой.

Но в этом году названия почти совпали, за одним исключением: вместо поддержанного телеканалом «Россия» и оцененного зрителями «Кандагара» (у «Орла») в финальный список «Ники» попал «Кочегар» Балабанова -- фильм, провалившийся в прокате, не взятый ни на один международный фестиваль, но зато очень высоко оцененный критиками. Критики, впрочем, единственная категория профессионалов, которых «Орел» не привечает, зато «Ника» очень ценит. Однако вряд ли из-за них Балабанову отдадут победу – но тогда борьба пойдет между фильмом Попогребского «Как я провел этим летом» и «Краем» Учителя (пока у этой, кстати показанной Первым каналом на мужской народный праздник залепухи, целых 9 номинаций, больше всех). Напомню, что «Орел» отдал пальму первенства фильму Попогребского, Учителю же пришлось удовольствоваться званием лучшего режиссера года. Если «Ника» предпочтет «Край» (ну или даже несуразную и не профессиональную, а к тому же еще и очень невнятную «Бресткую крепость»), то окажется, что со вкусом у нее хуже, чем у «Орла». Нет, я бы на месте академиков голосовала за «Кочегара»…

В ситуации, когда в России вообще нет ни одного нормального, -- то есть качественно снятого, с интересным, всем понятным сюжетом, с актуальной проблематикой, -- фильма, разница в идеологии и намерениях двух премий оказывается несущественной.

24 года назад, когда энтузиастически подражая «Оскару», кинематографисты, возглавляемые балагуром Гусманом, родили первую российскую национальную кинопремию, «Ника» была праздником, пусть и самодеятельным, бедным, аляповатым. Потом она стала ресурсом кинополитики – прокат посыпался, критерии рухнули, и премия оказалась необходимой формой поддержки и профессионального признания. Потом на «Нику» налетел «Орел». Тогда «Ника» стала фрондерской, в ней зазвучал дух товарищества, затеплился огонек солидарности, в борьбе обретем мы…

Нынче же, похоже, спеклись обе премии – и державно-телевизионный «Орел» не задирист, и демократически-свойская «Ника» глядит устало… Как ни старайся зажечь хоть какие-нибудь страсти вокруг кино – дрова сырые, мелко поколотые, -- горит плохо.

Выбирая между совсем никаким и очень плохим, по традиции академики чаще всего ориентируются на человеческие симпатии, дружеские связи и громкие имена. Поэтому не удивлюсь, если в номинации «женская роль» приз получит Нина Русланова, действительно выдающаяся актриса, но в очень слабом фильме «Китайская бабушка» заурядно сыгравшая придурковатую пенсионерку, увлеченную фэн-шуем. Беда в том, что выбора нет, уже на стадии выдвижения в такие не самые главные номинации как «роль второго плана» вышли совершенно случайные работы. Но и на главные роли выдвигать некого – нет достаточно сильных и в то же время всем понятных побед. Вот и кочует Евгений Миронов в роли окопного лейтенанта из фильма «Утомленные солнцем» с одной премии на другую… При том, что сам фильм Михалков изъял из соревнования, а зря. Все было бы веселее.

Постаревшее киносообщество не готово разбираться в новых трендах и искать положительные сдвиги в сознании молодых кинематографистов, ориентирующихся в своих фильмах на Европу. А ничего иного, посущественней и поярче, им сегодня не предлагают.

Что остается? «Честь и достоинство». В этой почетной номинации 7 апреля награду получит Сергей Юрский. Ну тут никто и не спорит.



Источник: Московские новости, 4 марта 2011 г.,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.