Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

24.09.2010 | Кино

«Кирдык» отменяется

В прокат вышел новый фильм о русском пространстве

Светлана Проскурина имеет репутацию режиссера вызывающе авторского, то есть такого, для которого главное -- выразить важные для себя художественные задачи, несильно беспокоясь за зрителя: догадается -- хорошо, не догадается -- и ладно. Хотя ее самый на сегодняшний день прославленный фильм «Случайный вальс» (1990), принесший первого и пока единственного для русского кино «Золотого леопарда» Локарно, снят по сценарию крепкого профессионала Павла Финна. Вообще за исключением «Удаленного доступа» (2004), сценарий к которому Проскурина писала сама, режиссер предпочитает работать с сильными авторами. Чьи, порой вполне внятные, истории уже сама размывает в бессюжетные, построенные на ассоциациях и догадках настроенческие фильмы.

Впрочем, в третьем ее фильме «Отражение в зеркале» (включенном в программу «Двухнедельник режиссеров» на Каннском фестивале 1992 года, но больше нигде так и не оцененном) сценаристом выступил писатель (и кинорежиссер из круга Сокурова) Андрей Черных, в произведениях которого только шепот, и шелестение, и темная вязь метафор, и вместе они сделали такое кино, в котором не смог уже разобраться никто.

После этого Проскурина почти десять лет не снимает игровых фильмов, работает на телевидении, создает документальные портреты художников и режиссеров. Тем не менее ее «Удаленный доступ» попадает на Венецианский фестиваль в конкурс, хотя и остается без награды. Следующий свой фильм «Лучшее время года» Проскурина сняла по сценарию Ивана Вырыпаева, написавшего продолжение известной пьесы Михаила Рощина «Валентин и Валентина», и тоже сделала это очень по-своему. Фильм показали на «Кинотавре», но без особого успеха.

Несмотря на негромкий резонанс, у фильмов Проскуриной сформировался свой круг верных поклонников, радующихся неспешным, тихим картинам с затаенным глуховатым тембром и находящих в них то, чего больше не попадается нигде...

И вот «Перемирие». По сценарию Дмитрия Соболева, автора знаменитого «Острова», сценарию раннему, еще студенческому. Фильм неожиданно завоевывает главный приз «Кинотавра» -- фестиваля, все больше разделяющего вкусы главных кинофорумов мира, но все же пока своего, российского. Протесты и сомнения раздавались громко. Многие ругали фильм, не замечая в нем ни интересной истории, ни авторского своеобразия. Однако жюри под руководством Карена Шахназарова фильм приняло -- и к главной награде присоединился важный приз за лучшую мужскую роль, доставшийся Ивану Добронравову, сыгравшему милого провинциального парня, шофера, в отсутствие напарника отправившегося в дальний рейс перегнать новый грузовик в непонятный какой-то пункт назначения и по дороге набравшегося всякого рода опыта. Герой встречается с родней, со старыми друзьями, с девушкой, которую хочет полюбить, со священником, который поет. Встречается как-то невзначай, без намерения, но с неизбежностью инициации прикасаясь ко всем важным вещам в жизни: любви, дружбе, смерти, боли, вере. Проходит по пространству русской провинциальной жизни, где время как будто остановилось, не движется, как не едет никуда его машина, удивительным образом сама собой оказывающаяся то на каких-то учебных полигонах, то в странных сонных городках, то есть между войной и миром, но именно между, а значит, и не там и не там...

Камера Олега Лукичева отлично размыла это пространство русской тоски, где нет никаких ограничений, а потому все беспредельно и зыбко «и без кирдыка давно кобздец всему»...

Но в этой размытости и неотчетливости есть и своя абсурдная устойчивость, этот мир куда прочнее, чем кажется, его невозможно разрушить именно потому, что у него нет формы, он растекается по привычным руслам, оживляясь там, где есть общее прошлое, старые связи, те, с кем служил, с кем рос и с кем с детства знаком...

Фильм сложился из общих усилий -- из атмосферы, созданной оператором, реплик, придуманных сценаристом (был вначале и крепкий сюжет, но его Проскурина по обыкновению в процессе работы порушила), и боязни четкого сюжета и простых объяснений, присущей режиссеру, угадавшей какие-то очень важные и не называемые никем проблемы. Из открытости и актерской честности Ивана Добронравова...

Сложился фильм, необычно и точно отражающий вечную природу российской жизни -- и ее непреодолимую рутину, и ее неиссякаемую повторяемость.



Источник: Время новостей, 31.08.2010,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
06.02.2019
Кино

Канны против Netflix

В этой борьбе современного с традиционным важно помнить, какие цели преследует обе стороны и какие потери они несут. Каннский фестиваль в первую очередь проходит для кинематографистов, причем - из стран, которым тяжело пробиться в общемировой прокат. Для Netflix такой проблемы не существует.

Стенгазета
22.01.2019
Кино

Реинкарнация жанра

Дебют Ари Астера «Реинкарнация» впервые был представлен на фестивале Санденс, где его сразу окрестили новой надеждой жанра ужасов. Обходясь без резкого монтажа, внезапных звуков и монстров, выскакивающих из-за угла, Астеру удалось то, что не удается многим современным хоррорам: действительно напугать зрителя.