26 ноября, 23-00
24.11.2005 | Концерт
Выпавший из обоймыЧеловечный IDM с неясными перспективами
В «Тоннах» Криса Кларка называют вундеркиндом лейбла Warp, что не вполне верно: 23 года — далеко не нежный возраст, два альбома — вполне достойная дискография. Насчет лейбла же — все правда. Кларк — последователь былых флагманов интеллектуальной электроники; его контекст — Aphex Twin, Boards of Canada, Plaid и далее по каталогу лейбла Warp. Мир Кларка — лэптоп, сэмплеры и фильтры; набор приемов — пощелкать ножницами, поскрипеть дверью, пропустить эти звуки через старый диктофон, размножить, снабдить эхом и сконструировать шаткий, но изящный каркас трека.
Все это могло бы оказаться скучной историей о том, как юноша мастерит занудные электронные многоходовки, однако у Кларка есть ряд выгодных отличий.
В обойме Warp Кларк, похоже, очутился неожиданно для самого себя, в его сбивчивых чечетках и патологичных звуковых конструкциях ощущается редкая для жанра естественность — да и в интервью он склонен рассуждать о Дьерде Лигети и фри-металлической группе Lightning Bolt, а отнюдь не о Plaid.
У клацающих треков Кларка есть характер: здесь умеют скрести на душе, здесь слышно, как по горлу пробегает мышь, здесь из металлического гула может выглянуть любезный пастушок, наигрывающий забытую мелодию для флейты (как в вещи под названием «Lord of the Dance»). Композиции Кларка с их бережными пианиссимо и интимными шорохами следует записать в родственники скорее сердечному Four Tet, чем безумному ученому Афексу Твину. И все бы хорошо, да только несколько несвоевременно: по каталогу Warp уже не составишь портрет поколения, впереди планеты всей другие люди, а Warp издает нынче даже ретророк. В такой обстановке талант вроде Кларка может затеряться, а жаль будет — очень неглупый молодой человек.
Песни челябинцев рассказывают о жизни провинциальных панков, откуда-то из центра России, зажатых между панельных домов под небом, задымленным заводами. Существуя в этих унылых урбанистических локациях, лирические герои не особо склонны тосковать по своей судьбе. Напротив, они “всегда молоды и вечно довольны”, лупят в дворовый футбол, носятся по улицам на великах и при первой возможности хватают рюкзаки, чтобы утопать в поход.
Якутская DIY-сцена, развивавшаяся изолированно от остального СНГ к настоящему моменту превратилась в нечто совершенно особенное. Первые же неряшливые риффы собрали раскисших вторничных посетителей в плотный комок, который бурлил без остановки до конца сета.