Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

22.07.2010 | Арт

По самому уязвимому

Дэвид Боуэн поступает как самый современный из художников: своими руками ничего не делает, предпочитая аутсорсинг

Дэвид Боуэн хоть и имеет докторскую степень по роботехнике, все равно поступает как самый современный из художников: своими руками ничего не делает, предпочитая аутсорсинг. Его "Устройство для рисования мухами", в котором, как и сказано в названии, вся ответственность за наносимые углем на бумагу каракули лежит на насекомых, московские зрители могли видеть еще в прошлом году в рамках третьей биеннале на выставке "Эволюция от кутюр. Искусство и наука в эпоху постбиологии", которая проходила в той же Laboratoria. Но название несколько лукавит: если по теории даже кухарка может управлять государством, то муха рисовать уж точно не станет. Работа здесь дважды дистанцирована: мухи, копошась в колбе с датчиками, сначала посылают информацию руке-роботу, а она уж и чирикает. 

Сейчас у Боуэна персональная выставка и это все-таки немного больше, чем просто шоу талантов роботов, им изобретенных. Хотя таланты у роботов замечательные. Заглавная инсталляция Tele-present wind - это 22 сушеных стебелька, получающих информацию о ветре в Миннесоте и колышащихся под его воздействием. "Фототропное устройство для рисования" - мелкий робот, вечно в поиске более интенсивного источника света, зарисовывает проделанный путь. А "Устройство для фиксации роста" раз в сутки делает растровое изображение растущего на гидропонике комнатного растения. 

Притом Боуэн бьет по самому уязвимому - по эмоциям. Не умилиться всему его бестиарию сложно. Существа почти как живые: потешно двигаются, что-то там свое делают. Во всем этом копошении на выставке вроде бы призвано расставить акценты видео с лаконичным названием "Жук": в замедленной съемке под Gnossienne №1 Эрика Сати барахтается перевернутое на спину насекомое. Мол вот вы говорите живая природа, живая природа, а посмотрите, как умирает технично - лапами двигает будто станок. И если она умирает под отзвуки высшего знания (а название пьесы Сати, как известно, смоделировал из слова "гнозис"), а роботы способны переработать память только либо в орнамент, либо в хаотичную мазню, то (как бы ни напоминали произведения Боуэна игрушки, на которых ученый в перекурах между научными изобретениями упражняется в применении разработок) вывод из всего этого просится весьма эсхатологический. 



Источник: "Артхроника", № 7,2010,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
25.11.2020
Арт

Тело Лондона

Внимание художников Лондонской школы было приковано к человеческому телу. Для них было важно зафиксировать изменения тела, его уязвимость и недолговечность. Тела на картинах Фрэнсиса Бэкона абстрактны, аморфны. Они как будто находятся в состоянии постоянной текучести за счёт размазанных мазков краски.

Стенгазета
28.10.2020
Арт

Арт-супермаркет

На Cosmoscow чувствовалась тенденция ориентироваться на небогатого коллекционера и на то, что собирать искусство может каждый. Галереи, но далеко не все, стремились предложить хорошее искусство, пусть даже тиражное, по доступной цене. Можно было приобрести принты и великого Эрика Булатова, и молодых современных художников — Оли Кройтор или Павла Отдельнова.