Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

15.07.2010 | Арт

Принты, а не фасоны

Интерес тут отнюдь не галантерейный

Выставка "Индпошив" в галерее "Проун" только притворяется выставкой декоративно-прикладного искусства. На самом деле, история о дизайне текстиля времен русского авангарда не только превращается в рассказ о том, как из тряпочки сделать произведение искусства, но и убедительно показывает, как отрисовка орнамента для ленты может лучше прочих практик выразить тот самый zeitgeist. Если за это, конечно, возьмутся художники. А они и взялись. Причем взялись с таким рвением, что, в отличие от, например, всеми любимого советского фарфора тех лет, серпасто-молоткастый ситец оказался не только у иностранных гостей и местной элиты, но и у рабочих с колхозницами. Эксперименты больше касались принтов, чем фасонов, и поэтому основная составляющая выставки - маленькие пестрые квадраты, образцы революционного текстиля.

Кусочки тканей с супрематическими композициями, эскизы угловатых платьев, платки с ликами Ленина и революционных матросов, фотокарточки советских нимф, во всем этом позирующих, - рассматривать то, во что молодая страна собиралась одевать и отчасти одевала своих граждан, интересно - и интерес тут отнюдь не галантерейный. Геометрические формы Николая Суетина и Ильи Чашника как родные перешли с полотен на текстиль, а Любовь Попова и Варвара Степанова компоновали полоски и прямоугольники с таким изяществом и радикальностью, как будто и не для юбок с сарафанами. 

Но куратор Марина Лошак сделала хоть и меньше, чем обзор знаковой отрасли легкой промышленности, но все-таки больше: вывела две перспективы. Показала, во-первых, на примере работ футуриста Ильи Зданевича, как его ломаные фигуры лучше прочих прижились на тканях буржуазного модного дома Коко Шанель. А во-вторых, совершила традиционный для галереи поворот на выявление связей между теми и этими: вторая часть выставки о том, как меняют холст на более прикладные материи современные художники. И не только про связи, но и на вопрос, что случилось за 20-й век с советским дизайном, вместо линейно развернутой истории лучше всего ответили "тряпочки" Тимура Новикова, "Новый флаг РФ" Сергея Шутова, раскрашенные фотографии Бориса Михайлова и репортажные фото Анастасии Хорошиловой. Цветастый ситчик и убогий горох - это наше все: и знамя, и выходное платье, и почвенничество, и ностальгия.



Источник: Артхроника, № 7, 2010,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
28.07.2021
Арт

Внутренний фронт

Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.

Стенгазета
18.06.2021
Арт

Далекие близкие

Табурэ получила европейскую известность как художник-портретист. В центре ее внимания всегда находится человек, его взаимоотношения с другими и самим собой. Одним из центральных в поэтике художницы является мотив отражения, как способа самопознания. При этом зеркалом, позволяющим понять что-то о себе, оказывается другой.