«Союз», 2010
28.04.2010 | Диски
Сладостный обманНеочевидная ретроспектива лучшей русской рок-группы нулевых
Если по-честному, так нехорошо. Так обычно делают, когда нужно отработать опостылевший контракт с лейблом — ну или лишний раз обобрать преданных поклонников. Новый альбом «Мумий Тролля» на самом деле никакой не новый альбом «Мумий Тролля», а сборник неизрасходованных в формате долгоиграющей пластинки вещей, бисайдов и прочих почеркушек. Обман, конечно, — но на круг выходит, что обман сладостный. И даже в некотором роде нас возвышающий. В конце концов, чем Илья Игоревич Лагутенко не Стивен Патрик Моррисси (у которого недавно тоже вышел аналогичный диск)?
«Редкие земли» — это рок вокруг хитов, песни в жанре «у тебя забавы — утром все забыл», но одновременно — и внештатная аннотация всей мумий-троллевской карьеры.
Здесь есть отголоски триумфальных 90-х — поздравительная «С новым годом, крошка!», пляжный боевик «Шамора». Есть массив песен, осевших на многочисленных синглах к «Точно ртуть алоэ» и теперь звучащих как маршруты будущих марш-бросков: из конфетного аналогового тепла «Лучей» потом вырастут «Меамуры» с их тряпочками и бабочками; из бездельной акустики «Девочкодруг» — знойная полуденная романтика «Похитителей книг»; из злых колючих аккордов «Других мест» не вырастет ничего — а жаль. Есть страшная вещь о любви «Иди, я буду» и терпкая, как будто после прослушивания каталога лейбла Morr Music придуманная вещь о нелюбви «Нет, нет, нет» — предвестники «Слияния и поглощения», лучшего альбома «МТ» в истекающем десятилетии. Есть пара киношных инструменталов, есть новейший номер «Смог», который, ровно как два последних альбома группы, не портит общей картины, есть, наконец, откровенная залепуха «Наркотикам — нет!» в соавторстве с эмси по прозвищу Кач. Следует ли из всего этого хоть что-нибудь? Нет, нет, нет — как ничего и не следует из всей долгой и славной публичной жизни группы «Мумий Тролль»: неспроста же на попытке взять лагутенковскую ухмылку за ролевую модель погорело целое поколение музыкантов.
Лагутенко закономерно оказался главной местной рок-звездой эпохи путинской стабильности; человеком, который всегда умел экономно расходовать капитал, просчитывать дивиденды на два шага вперед, красиво абстрагироваться от обстоятельств и делать если не хорошую, то по крайней мере не кислую мину при всякой игре.
Приятно, в общем, что группа «Мумий Тролль» способна выпустить сборник бисайдов, доставляющих привычное легкомысленное удовольствие. Неприятно только, что только группа «Мумий Тролль» в России такой сборник выпустить и способна. Другого Моррисси у нас для вас нет — такая уж погода здесь.
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.