Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

04.03.2010 | Диски

Машинальный марш несогласных

Безосновательный трип-хоп от основателей трип-хопа

Во время Второй мировой немецкий остров Гельголанд служил Третьему рейху базой подводных лодок. Потом его заняли английские войска — и в 47-м взорвали там 6800 тонн оставшихся на острове боеприпасов. Это был самый мощный неядерный взрыв в истории человечества — остров должен был уйти под воду целиком, но утонула только его часть, а горная гряда схлопнулась, превратившись в пологую каменную равнину.

Зачем я это рассказываю? Потому что это, пожалуй, самая интересная из всех подробностей, имеющих отношение к пятой пластинке великой группы Massive Attack.

После гениального осеннего московского концерта, после всех авансов и анонсов праотцы трип-хопа записали усталый и попросту снулый альбом.

И то верно, что были предложения поставить на них крест уже после предыдущего опуса «100th Window», но он, как по мне, был даже интересен своими кропотливыми исследованиями оттенков серого. На «Heligoland» мы наблюдаем механическую симуляцию былого величия: из всей кано­нической бристольской троицы (MA, Portishead, Трики) главные когда-то люди возвращаются последними не только по времени, но и по результату. Тягучая пульсация баса, которая прежде отдавалась где-то под сердцем, здесь превращается в заунывный бубнеж. Бу-бу-бу. Многочисленные голосистые гости вроде Тунде Адебимпе из TV on the Radio и Деймона Албарна поют как-то нарочито блекло, ведут себя как сыновья, наносящие визит вежливости постаревшим родителям. Бу-бу-бу. Дэдди Джи басит монотонный речитатив, Роберт Дель Найя привычно длит астральные шепоты, Хорас Энди отвечает за любовный ямайский хоррор; песни подмигивают Тимбаленду и сухощавому дабстепу, длятся по пять с лишним минут как будто потому, что так положено. Бу-бу. Лирическую сторону альбома слегка вытягивает хрустальный голосок Хоуп Сэндовал на «Paradise Circus» — но и она, прямо скажем, не Лиз Фрейзер. Бу.

На «Heligoland» собраны все вы­дающиеся приметы Massive Attack — но к ним зачем-то прибавлены неудовлетворительные оговорки.

«Студия как инструмент» — которому совсем нечего играть. «Масштабные звуковые ландшафты» — которые низведены до тоскливых фотообоев. Единственный штамп, который не срабатывает, — про «альбомное мышление»: «Heligoland» — собрание песен, которым куда вольготнее живется поодиночке. Известно, что Massive Attack — люди с активной жизненной позицией, пацифисты и гуманисты; драматическая история острова Гельголанда тоже подразумевает соответствующий пафос. Так вот: на большой взрыв «Heligoland» совсем непохож. Похож он скорее на совсем уж машинальный марш несогласных. На ту самую гордую горную гряду, которая превратилась в равнину.



Источник: "Афиша", 15.02.10,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
16.11.2021
Диски

Корневые песни протеста

К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.

Стенгазета
17.02.2021
Диски

Проект Хржановского «Дау» как отражение (пост)советской реальности

«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.